На момент начала 2022 года Министерство обороны США предположительно имело в запасе 3800 ядерных боеголовок, доставляемых к целям посредством 800 баллистических ракет или самолётами. Большая часть боеголовок арсенала не развёрнуты, хранится на случай потенциальной загрузки на ракеты и самолёты по мере необходимости. Довольно большое количество обречены на уничтожение по причине истечения сроков годности. По некоторым оценкам, США теперь развернули 1800 боеголовок, в том числе 1400 на баллистических ракетах, плюс 300 на стратегических бомбардировщиках. Также имеются 100 тактических бомб на базах Европы. Остальная часть (около 2000 единиц) сохраняется в качестве страховочной доли на случай геополитических катаклизмов. Несколько сотен планируется исключить из арсенала к началу 2030 года.
Дополнительно к боеголовкам, находящимся на складах Министерства обороны США, примерно 1750 списанных, но вполне рабочих боеголовок хранятся на складах ведомства Министерства энергетики США. Этот арсенал ожидает демонтажа, но пока что общий запас ядерных боеголовок США исчисляется количеством в 5550 единиц. На период 2010-2018 года американское правительство публично обнародовало размер запасов ядерного оружия. Но на период 2019-2020 годов администрация США отклонила запросы Федерации американских учёных относительно рассекречивания ассортимента последнего запаса. Таким образом, сейчас реальные цифры по массиву ядерного арсенала США остаются засекреченными.
Предположительно известно - ядерное оружие США хранится примерно в местах, отмеченных 24 географическими точками, включая 11 штатов США, и пять стран Европы. Наибольший массив ядерного оружия США хранит подземный комплекс боеприпасов и технического обслуживания (Киртланд, штат Нью-Мексико). Причём большая часть здесь – это списанное ядерное оружие США, ожидающее ликвидации на заводе «Pantex» (Техас). Второй по величине запас ядерного оружия США имеет штат Вашингтон, где расположен Тихоокеанский комплекс стратегических вооружений, включая подводные лодки с баллистическими ракетами (база военно-морских подводных лодок «Китсап»).
Соответствие реализации нового договора СНВ
Похоже, Администрация Соединённых Штатов соблюдает ограничения нового договора СНВ. Так по состоянию на 2020 год насчитывалось 675 развёрнутых стратегических пусковых установок, дополненных 1457 боеголовками, что явно ниже ограничений в 700 развёрнутых стратегических пусковых установок с 1550 боеголовками. Ещё 125 пусковых установок не были развернуты, а общее число развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок составляет 800 единиц. Здесь увеличение на 20 стратегических пусковых установок и 85 стратегических боеголовок до момента засекречивания данных.
Однако о фактическом увеличении речи не идёт. Отражаются (по мнению американцев) нормальные колебания, вызванные переводом пусковых установок на техническое обслуживание и выходом из такового. Соединённые Штаты не сокращали общий запас стратегических пусковых установок с 2017 года. Цифры, сообщаемые Государственным департаментом, отличаются от оценок, представленных в «Ядерной тетради», учитывая правила подсчета СНВ, когда искусственно приписывается одна боеголовка каждому развёрнутому бомбардировщику. Несмотря на то, что бомбардировщики США в обычных условиях не несут ядерного оружия, «Ядерная тетрадь» учитывает оружие, хранящееся на базах бомбардировщиков, которое быстро загружается на самолет по мере необходимости.
Обзор ядерной политики от 2018 года отмечает намерения Соединённых Штатов продолжать выполнять Новый договор СНВ, пока таковой остаётся в силе. Договор, однако, действовал до февраля 2021 года, после чего был продлён на срок пять лет (до 2026 года) по взаимному согласию с Россией. Тем не менее, американцы слабо заинтересованы в продлении договора на дальнейшую перспективу, тем более на фоне явного превосходства современных Вооружённых сил РФ.
Администрация США постоянно напоминает, что у Соединённых Штатов в настоящее время на 25 пусковых установок и 93 боеголовки меньше договорного лимита развёрнутых стратегических вооружений. Вместе с тем, это количество на 165 пусковых установок больше, чем у России - значительный разрыв, превышающий размер всего крыла межконтинентальных баллистических ракет ВВС США. Примечательно, что Россия не стремится сократить этот разрыв за счёт развертывания большего количества стратегических пусковых установок.
По факту истечения срока действия СНВ-3 и отказа США от продления, обе страны потеряют важный узел прозрачности ядерных сил друг друга. По состоянию на 2020 год США и Россия провели в общей сложности 328 инспекций на местах и обменялись соответствующими уведомлениями. Однако после этого США и Россия провели только по две инспекции.
Ядерная политика и ядерная модернизация США
Наиболее существенным изменением ядерной политики США является рекомендация увеличить типы и роль ядерного оружия. Здесь налицо напористая позиция, которая охватывает так называемую «конкуренцию великих держав» и включает планы по разработке нового ядерного оружия, а также модификации имеющегося.
Недавний доклад в Конгрессе явно показал, что США отходят от стремления ограничить роль ядерного оружия единственной целью сдерживания ядерных нападений и вместо этого делают упор на расширение ядерных возможностей США для сдерживания. Любое применение ядерного оружия в ответ на неядерное стратегическое нападение будет представлять собой ядерное применение первым.
Докладом поясняется - неядерные стратегические атаки включают, помимо прочего, атаки на гражданское население или инфраструктуру США, на союзников или партнёров. Также имеются в виду атаки на ядерные силы США или союзников, на командование и управление. Отмечается, что ядерный потенциал США направлен на защиту от потенциального быстрого роста или появления ядерных и неядерных стратегических угроз, включая:
- химическую,
- биологическую,
- кибер-агрессию,
- крупномасштабную агрессию с применением обычных вооружений.
Для достижения этих целей Соединённые Штаты повысят гибкость и диапазон индивидуальных вариантов сдерживания. Расширение гибких ядерных возможностей США сейчас, включая варианты малой мощности, видится важным фактором для сохранения надежного сдерживания региональной агрессии.
Новые адаптированные возможности включают модификацию небольшого количества существующих двухступенчатых термоядерных боеголовок «W76-1» мощностью 90 килотонн в одноступенчатые боеголовки путём отключения вторичной боеголовки. Тем самым ограничивается мощность приблизительно до 8 килотонн. Эта новая боеголовка «W76-2», как утверждается, необходима для противостояния любому ошибочному восприятию «пробела» в плане возможностей регионального сдерживания США.
Ранее сообщалось, что боеголовка «Trident» малой мощности «стабилизирует» и никоим образом не поддерживает концепцию скорейшего применения ядерного оружия малой мощности. Это оружие приобретается исключительно для обеспечения возможности быстрого реагирования.
Долгосрочная перспектива разработки крылатых ракет
В более долгосрочной перспективе Соединённые Штаты предполагают разрабатывать ядерные крылатые ракеты подводных лодок. Тем самым отмечается попытка обеспечить необходимое нестратегическое присутствие в регионе, гарантированный потенциал реагирования и ответ в соответствии с Договором о РСМД, на продолжение, как отмечается, нарушений Россией Договора. Особо отмечается, что если Россия вернётся к соблюдению обязательств по контролю над вооружениями, сократит нестратегический ядерный арсенал, исправит другие дестабилизирующие действия, США могут пересмотреть отношение к созданию крылатой ракеты подводного базирования.
В общем, американцы немедленно начинают изыскивать способности восстановления, начинают исследования с целью быстрой разработки современной крылатой ракеты подводного базирования. Как отмечается, погоня США за крылатой ракетой подводных лодок может стать для России необходимым стимулом, подгоняющим к серьёзным переговорам о сокращении нестратегических ядерных вооружений.
Новые ядерные «дополнения» США, необходимы для обеспечения более разнообразных наборов характеристик, значительно повышающих способность адаптировать сдерживание и гарантии. Необходимы, чтобы расширить диапазон вероятных вариантов ответа США на ядерное или неядерное стратегическое нападение. Необходимы чтобы усилить сдерживание, сигнализируя потенциальным противникам, что концепции принудительной, ограниченной ядерной эскалации не дают никакого преимущества.
Между тем, ядерный арсенал США уже включает около 1000 гравитационных бомб и крылатых ракет воздушного базирования с боеголовками малой мощности. Не приводятся никаких доказательств того, что существующие возможности недостаточны, или документальные подтверждения, что мощность американского ядерного оружия является фактором, определяющим, решит ли Россия применить ядерное оружие. Американцы просто заявляют - нужны новые возможности.
Ранее ВМС США имели крылатые ракеты атомных подводных лодок (TLAM/N). Однако это оружие сняли с вооружения ещё в 2011 году, посчитав избыточным и неактуальным. Все остальные нестратегические ядерные вооружения, за исключением гравитационных бомб для истребителей-бомбардировщиков, также сняли с вооружения, посчитав отсутствие военной необходимости.
Как США побудят Россию соблюдать правила?
Итак, предположение о том, что крылатая ракета подводных лодок США могла побудить Россию вернуться к соблюдению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), оказалось, как отмечается американцами, ошибочным. Согласно видениям американцев, Россия приступила к нарушению договора в то время, когда ракета TLAM/ N все ещё находилась на вооружении армии США. Более того, Стратегическое командование США уже усилило поддержку стратегических бомбардировщиков НАТО в ответ на более провокационное и агрессивное поведение России.
Армия воздушных машин в количестве 46 бомбардировщиков «B-52» в настоящее время оснащены крылатыми ракетами воздушного базирования. Аналогично оснащению «B-52», новый бомбардировщик «B-21» также получит новое оружие дальнего действия, практически одинаковых характеристик. Решения России о размере и составе нестратегического арсенала, по-видимому, обусловлены превосходством Вооружённых сил США по классу обычных вооружений, а не ядерным арсеналом (нестратегическим) или мощностью конкретного оружия.
Вместо этого стремление к созданию новой атомной крылатой ракеты морского базирования (КРМБ) для обеспечения необходимого нестратегического регионального присутствия в Европе и Азии, может усилить зависимость России от нестратегического ядерного оружия. Потенциально возможен интерес Китая к такому варианту, особенно в сочетании с параллельным расширением возможностей США по нанесению обычных ударов большой дальности, включая разработку новых неядерных ракет средней дальности.
Последний аргумент против КРМБ заключается в том, что суда, способные нести атомное оружие, приводили к частым и серьёзным политическим спорам во время холодной войны. Например, когда отмечалось посещение иностранных портов, где не допускалось наличие атомного оружия на территории в принципе. Явный пример с Новой Зеландией, где под угрозой оказались дипломатические отношения. Восстановление американцами ядерной КРМБ грозит вновь вызвать раздражение во внешних отношениях и излишне осложнить отношения с ключевыми странами-союзниками Европы и Северо-Восточной Азии.
Как результат, администрация США значительно увеличила бюджет на атомное оружие. Бюджетным управлением Конгресса США на модернизацию и эксплуатацию атомного арсенала и поддерживающих объектов направлено $500 млрд. для освоения за период 2019–2028 годов. Мир впереди ждут новые американские программы модернизации, и как следствие - создание нового атомного оружия. Но на этом не конец. Программа модернизации (и технического обслуживания) США продолжится и после 2028 года. В общей сложности планируется потратить $1,2 триллиона в течение следующих трёх десятилетий. И это на фоне стремящегося к небесам внешнего долга исключительной страны.
По материалам: NNSA