Возраст детей в средней школе — непростой. Это еще и не совсем подростки, но уже и не маленькие дети. Как найти с ними общий язык, размышляет наш блогер Даниэль Голштейн.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
1. Не судите за интересы
Дети 11–12 лет очень активны и любознательны. Им интересно все, что их окружает, и не только. Рамки интересов выходят за пределы повседневной жизни: дети задаются вопросами прошлого и будущего, им надо знать о проблемах войны и мира, жизни и смерти. А ещё они хотят разобраться в гороскопах, их притягивают истории о ведьмах и инопланетянах. Психологи шутят, что подростков интересует всё, что не входит в школьную программу.
Что делать родителям? Знать об интересах ребенка. Чтобы вовремя направить его по верному пути. Интересы подростков зависят во многом от того, с кем они общаются, ведь общие увлечения объединяют. Родителям любые позитивные увлечения надо поощрять и стараться их понять и принять.
Интересы — это хорошо. Хуже, когда их нет совсем. Это скорее всего значит, что ни школа, ни родители не смогли подростков чем-то увлечь. Бывает, ребенок теряет интерес к делу из-за того, что сталкивается с трудностями и не может справиться с неуверенностью. На смену интереса приходит разочарование, ребенок боится, что его не оценят по достоинству. В такой момент важно поддержать подростка, укрепить его самооценку, проанализировать вместе с ним причины неудач и найти правильное решение.
2. Избегайте формализма
Подростки подвержены чужому влиянию, они могут попасть в компании, где легко бороться со скукой и не думать, не напрягаться. Там повеселят и развлекут. Поэтому школьники нуждаются в особой заботе со стороны родителей и учителей.
Почему учителей? Знания, которые ребенок получил в начальной школе, сильно отличаются от тех, которые он должен усваивать в среднем звене.
У детей в 5–8-м классе связи между знаниями и реальной жизнью просто нет
В началке знания полностью соответствовали повседневному опыту. В средней школе этого не происходит. Ребенок не видит связи между школой и реальной жизнью. А без этого школьная программа усваивается формально. Формализм часто ведет к чрезмерной нагрузке на психику ребенка, он быстро устает. Информационный шум способствует сверхутомляемости.
3. Следите за кругом общения
А ещё советую обратить внимание на то, как ребенок общается с окружающими, умеет ли строить отношения со сверстниками. Ему надо объяснить, что он сам должен разобраться, какие друзья ему нужны. И что не обязательно иметь много друзей. Здесь важнее качество, не количество.
Надо научиться отстаивать свое мнение. Объясните, что важно делиться с другими тем, что у него есть, но при этом не надо отдавать последнее. В жизни всегда будут и взлеты, и падения. Помните, что ваша задача как родителя — помочь подростку в тяжелый период его жизни.