Вовлеченность казахстанцев в действия России на Украине бьет рекорды. Даже январские события не вызывали у них столько негативных эмоций. Они не только до победного конца отстаивают свою точку зрения в жарких дискуссиях, но и позволяют себе откровенно противоправные призывы, подпадающие под конкретные статьи Уголовного кодекса. Ситуация, того и гляди, способна вылиться в реальные действия.
Очевидно, что наши сограждане попали в ловушку развязанной информационной войны. Что уж говорить об анонимных источниках информации, когда вполне себе респектабельные издания и не замеченные ранее в тиражировании фейков популярные каналы и паблики делают далеко идущие выводы, оперирую непроверенной информацией со стороны обоих участников конфликта. Чем все это может закончиться, остается только догадываться, особенно учитывая, что с каждым днем инструменты манипуляций в информационном пространстве множатся в геометрической прогрессии.
Аналогичная ситуация, к слову сказать, наблюдалась и во время январских событий. Тогда фейки и язык вражды также правили бал. Как отмечает главный редактор проекта «Фактчек в Казахстане» Павел Банников в рамках общественной дискуссии тогда четко прослеживались действия по двум направлениям. Первое заключалось в попытках разжигания национального конфликта и противодействия ввода миротворческих сил ОДКБ. В большинстве своем, такие вбросы производились с ресурсов, расположенных вне Казахстана. Вторую линию усиленно вела государственная пропаганда, наполнявшая информационное поле легендами о мифических 20 тысячах террористах, напавших на Алматы. Именно последний нарратив, как уточняют эксперты, во многом определил развитие событий, последовавших за трагическим январем.
Директор исследовательского центра PaperLab Серик Бейсембаев. По его мнению, «дискурс терроризма весьма опасный, поскольку имеет серьезные социальные правовые и политические последствия». Как он уточняет, это и санкционирование убийств участников протестов, и пытки с издевательствами в отношении задержанных со стороны силовиков, и преследование граждан за их вероубеждения, и усиление силового блока, его финансирования. Все это вкупе неминуемо ведет к росту враждебности и нетерпимости в обществе и, как следствие, к снижению доверия к государству.
«Риторика, которая демонизирует, делегитимизирует простых граждан, называя их террористами и маргиналами, отражается на общественном мнении, на отношениях между людьми, что не способствует социально-политической стабильности», – констатирует Байсембаев.
По мнению эксперта из Украины – руководителя и главного редактора проекта «Без брехнi» Александра Гороховского, любая «большая ложь» порождает параллельную реальность.
«Что такое «большая ложь»? Это некий месседж, который настолько нереален и вопиющ, выбивает из эмоционального равновесия, что кажется, что такого не может быть в принципе. Но в то же время он заставляет нас постоянно его переживать, пересказывать. И именно такое воздействие на психологию людей, на их эмоциональную составляющую очень часто является ключом к конкретным действиям», – резюмирует он.
Оперирование населением непроверенной, фейковой информацией, умышленными вбросами, порой приводит к поистине печальным последствиям и трагедиям.
Об этом на конкретных примерах рассказал расследователь Factcheck.kg Ярослав Тартыков, акцентировавший внимание на роли манипуляций в информационном пространстве во время приграничных конфликтов между жителями Кыргызстана и Таджикистана. Итог известен – большое количество жертв.
Говоря об январских событиях в Казахстане, Гороховский проводит параллели с Украиной, где протесты 2004 и 2014 года также тиражировали нарративы маргиналов и террористов. Впрочем, в отличие от казахстанских коллег, он уверен, что это «методички» по дискредитации протестов, которые использовались везде и всегда. И направлены они, по его словам, для манипуляций, внедрение в общественное сознание мысли, что митинг – это плохо, митинг – это погромы, митинг – это убийства.
С экспертом, конечно, хочется поспорить, учитывая итоги январских волнений в Алматы и огромное количество жертв, но в одном с ним трудно не согласиться – в том, что любая информационная война играет на нервах, расшатывает психику людей и рождает панические настроения. Это мы видели, как во время январских событий, так наблюдаем и сегодня на тех всплесках, к которым приводит в казахстанском сегменте интернета конфликт России и Украины.