Найти тему
Сретенский монастырь

«НЕ ОТРЫВАТЬ ВЗГЛЯДА ОТ ПРЕЧИСТОГО ЛИКА СПАСИТЕЛЯ»

Очень хотелось бы вам, да и самому себе сказать какое-то слово утешения среди скорбей, страхов, военных слухов этого мира. Хотелось бы утешить самого себя и вас среди особенного труда первой седмицы поста, когда волей или неволей, как перед зеркалом, видишь особенно ясно все свои недостатки, изъяны, греховные раны. И очень просто, даже если бы не были окружающие нас события такими скорбными, а иногда и пугающими, очень просто только от зрения своих собственных грехов прийти в состояние уныния. В состояние страшное, потому что уныние – это неверие в вечную жизнь, отчаяние в своем спасении, потеря смысла жизни, состояние, которое совершенно исключает молитву к Богу. А значит, разрывает связь человеческого существа и его Творца, и у Господа нет явной возможности человеку унылому послать утешение. Нет возможности развести тучи и просиять солнечному свету во тьме такого человека, потому что эти тучи он сам на себя навел. А Господь, как известно, ограничил Свое всемогущество свободой человеческой воли. Страшно состояние уныния, и надо бы нам знать и его опасность, и, самое главное, каким образом не попадать в эту бездонную пучину, а если уж попал, очень быстро спастись из нее.

Мы все с вами помним историю, как на Тивериадском море разыгрался шторм и ученики испугались смертельно за себя, и, видимо, действительно было чего бояться, потому что они, рыбаки, прекрасно знали, как ведет себя Тивериада и к чему это может быть. Увидели Господа, ходящего по водам, и апостол Петр пошел ко Христу среди бурных волн, которые грозили опрокинуть лодку и погубить всех. А в какой-то момент засмущался сердцем и начал тонуть. Господь подал ему руку и извлек на поверхность, сказав: «Маловерный, зачем ты усомнился?» (Мф. 14: 31).

Подробности этой истории способны объяснить нам, почему человек способен впасть в уныние, или, ощущая сердцем приступ к унынию, он способен погрузиться еще глубже. Есть одна подробность в этом повествовании. Пока апостол Петр шел, не отрывая взора своего от Пречистого Лика Спасителя, вода была для него сушей, а как только он отвернулся и на мгновение потерял из вида Пречистый Лик Спасов, он увидел несшие смертельную опасность бурные воды и начал тонуть. Поэтому и нам, дорогие браться и сестры, среди внешних скорбей, среди тех скорбей внутренних, которые находят на нас от зрения грехов наших, если мы не хотим утонуть в пучине уныния, нужно не отрывать взгляда от Пречистого Лика Спасителя. А что это значит? Любыми способами напоминать себе о Боге, любыми способами, мыслью в свободный миг, в свободную минуту обращать свои помыслы к Богу. Здесь и молитва, и пост, и чтение духовное, и исполнение заповедей, и внимательное зрение – в сторону ближнего своего и его несчастий, – и сочувствие… Всё идет в ход любым способом, не давая воли никакому земному страху, никакому внутреннему скорбному ощущению. Надо всегда помнить – Господь рядом, и милостиво рядом. И прощение грехов, которое Он готов подать каждому кающемуся, – рядом. Совсем недолго, совсем недалеко дойти до Него по бурным водам житейского моря и ощутить Его всесильную, всемогущую десницу и силу ее. И чем страшнее вздымаются бурные волны, тем больше болезнует сердце и беспокоится за нас Господь, и тем ближе Он к нашей лодке, которую мы иной раз уже мним перевернувшейся и погибшей. И сегодня мы с вами слышали одну из церковных песней во время Великого канона, как пророк, «услышав – говорит – слух Твой (услышав голос) и убоялся», а дальше прибавляет… человек – все-таки человек, и, видя силу Божию, не убояться не может, но прибавляет творец этой Церковной песни: «Услышав – говорит – слух Твой (голос Твой, Господи) и убояхся, но слава Силе Твоей, Господи». Аминь!

Митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай)

На сайте: https://monastery.ru/video/ne-otryvat-vzglyada-ot-prechistogo-lika-spasitelya/

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.