На главных героев замечательного советского фильма «Москва слезам не верит» в последнее время обрушился просто шквал критики. Гоша — вполне себе мужское плечо оказался «нарциссом» и «сексистом», Катерина — его забитой жертвой.
Допустим, что не все так однозначно в их отношениях. Но я считаю, что вспыхнувшие чувства Катерины к Гоше (он же Жора, он же Гога и прочая) вполне логичны и закономерны. Как и ее непростая судьба, впрочем.
Осуждая других, мы часто совершаем одну и ту же ошибку: думаем, что человек просто сделал не все, что от него зависело. А на самом деле все наоборот: каждый делает наилучший выбор из возможных в данный момент времени. Рассуждения на тему "Неужели Катя не могла найти кого-то лучше, чем Гоша"? меня очень удивляют, потому что психологические комплексы главной героини видны невооруженным взглядом.
Катерина Тихомирова — противоречивый персонаж, на первый взгляд. Умная, красивая, серьезная, ответственная, с высокой должностью, квартирой и машиной — и такая несчастная в личной жизни, разве так может быть? Безусловно. Ведь внешние данные и материальные ценности не равнозначны внутренней гармонии. Волевая и решительная на работе, в отношениях с близкими людьми Катерина превращается в безвольную куклу.
Ключевое качество ее характера — удобность. Чужие проблемы и желания для Кати всегда в приоритете перед своими. Нельзя сказать, что у нее нет принципов, но совершенно точно, что заявлять о своих интересах и отстаивать личные границы она не умеет. Катерина живет с установкой, что ее проблемы — это только ее проблемы, и она не в коем случае не должна беспокоить ими окружающих.
Все роковые жизненные ошибки Катерина совершила под влиянием близких людей. Выдать себя за дочку профессора ее вынудила подруга Людка. К близости, закончившейся беременностью, склонил Рудик. Отношения с женатым героем Табакова Катерину тоже не устраивали, тем не менее ей приходилось играть по его правилам, а потом плакать в подушку от унижения.
Всего этого могло бы не случится, если бы Катерина умела признавать свои чувства. Ведь они ее не обманывали! Но именно с этим у Кати большие проблемы. Скорее всего, привычка обесценивания собственных чувств идет из детства.
Мы ничего не знаем о семье Катерины — и это тоже важная деталь. Она не вернулась с новорожденной Александрой в родной город, растила ребенка одна. Юность Катерины приходится на середину 50-х годов, а значит, что вероятнее всего она была совсем маленькой во время войны. Возможно, что семья погибла, а ее воспитывали чужие люди. А может, семья была, но просто не приняла бы Катю с ребенком "в подоле"?
Ясно одно: никакой поддержки близких людей у Кати не было. В таких условиях чувства всегда отступают на второй план, поскольку мешают... выжить. И пока Катерина выживала, способность воспринимать собственные чувства в конец атрофировалась. Ведь зачем они нужны, если можно подстроиться и не быть отвергнутой?
А чувства нужны — чтобы жить. Чувствовать себя живой. Важной, нужной. Что такого выдающегося сделал Гоша? Он просто воспринимал ее как живую женщину, которая способна испытывать огромную палитру чувств. И началось все с... грязных ботинок.
"И все-таки вам неприятно", — говорит он. Ничего сверхъестественного: в те годы опрятный внешний вид считался нормой, своеобразной формой уважения к окружающим. Гоше просто стало досадно, что встретив красивую женщину, он так бездарно ее упускает, поэтому он так и сказал. И как раз-таки чтобы не выглядеть неотесанным мужланом, он вслух признает право Кати испытывать негативные эмоции при виде его грязнющих ботинок.
Товарищи охотники за нарциссами и прочей нечистью, успокойтесь! Гошина бравада — это вовсе не попытка пикапа. Это абсолютно естественное желание познакомиться с красивой и, как выяснилось, незамужней женщиной. Не для того, чтобы погулять с ней месяц-другой, а чтобы завести семью. В советские времена мужчины ходили на свидания гладко выбритыми, наодеколоненными, причесанными, одетыми в костюмы с галстуком и начищенные до блеска ботинки. Культура отношений была иной, и Гоша выкручивался на месте, как мог, пытаясь с ходу доказать свою мужскую благонадежность.
Потом был приготовленный обед — Гоша, сознавая свое положение незваного гостя, не хотел создавать неудобств и портить этим впечатление о себе. Потом — пикник, на котором Катя, как почетный гость устоявшейся мужской компании, была отстранена от приготовления шашлыка (сколько себя помню, в любой компании мясо жарят исключительно мужчины) и просто спала в шезлонге или валялась на траве.
Гоша хоть и командует Катериной, но отталкивается при этом от возможного диапазона ее чувств, тех самых чувств, до которых никому на протяжении ее жизни не было дела. Порой промахивается, ведь он обычный мужик,а не психолог, но он во всяком случае делает все возможное, чтобы ей было приятно. Катя подчиняется, подыгрывая Гоше, потому что не в теории, а по опыту знает, что такое поведение нетипично для большинства мужчин. Да и нравится он ей, просто нравится.
Слова Катерины о том, что ей страшно, что они могли не встретиться не кажутся ему глупостью — Гоша отвечает, что иногда думает о том же самом. Причем в тот момент, когда большинство мужиков предпочитают захрапеть, отвернувшись к стенке.
Первая стычка происходит во время семейного ужина, когда Катерина пытается его отчитать за драку с хулиганами. Но и в этом случае, несмотря на полное неприятие мнения Катерины, он лишь указывает на недопустимость подобного тона, тем более в присутствии третьего лица, Александры.
Очень странно, что доморощенные психологи, обвиняющие Гошу во всех смертных грехах, в упор не видят, что в этой ситуации Катерина перешла границу первой, отчитав взрослого мужчину как мальчишку, за что получила закономерный отпор. Опять же, Гоша ни словом не попрекнул ее после принесенных извинений, а только попросил не повышать на него голос. Появившийся Родион прервал их разговор, поэтому сделать вывод, что Гоша не терпит повышенного тона по отношению к себе исключительно от женщин, нельзя.
Уважительно относясь к чужим чувствам, Гоша знает цену и своим собственным. Он почувствовал себя обманутым, поэтому и ушел. Его отношение к Катерине было искренним, а намерения чистыми. И получилось "Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов"... Узнав, что Катя не работница фабрики, а ее директор, мужик в одночасье осознал, что выбрал... совершенно не ту тактику. И в этой игре он был заведомо проигравшим, потому что был абсолютно честным с Катериной, а вот она его обманывала. А это, естественно сильно ударило по его мужскому самолюбию.
Ну а запил он, чтобы забыться, потому что справиться с разрывающими душу чувствами очень сложно. (Он простой мужик, на сессии к психологам не ходивший). Как зрелый человек, он сознает, какая социальная пропасть зияет между ним и Катериной. Знает, как устроен мир. Ее полуправда (а точнее ложь) не оставляет сомнений: она с самого начала играла с ним — ведь наверняка вокруг такой женщины мужчины ходили табунами, а Гоша стал просто диковинным экземпляром в ее коллекции, петрушкой, не имевшим шансов на успех.
Но когда Николай растолковывает Гоше истинную причину, по которой Катерина не сказала ему правду, находит в себе силы понять ее. (И это учитывая, что он не знает историю с Рудольфом и долгие годы одиночества). Да, на такое способны далеко не все мужчины.
Поэтому я думаю, что история Кати и Гоши закончилась хэппи эндом, несмотря на внешнее социальное неравенство. Потому что быть уверенной, что твои чувства уважают — бесценно для любой женщины!