С мест регулярно спрашивают:
сейчас в понимании широких масс, основа ушу - это кулачная техника, вы же всё время говорите про главенство холодного оружия практически до Новой эры. Так когда же произошло доминирование безоружной техники? С Ассоциации Цзинъу или Института Гошу?
Вопрос не самый простой, так как рукопашная техника существовала в Китае издавна. Например, уже в «Ханьшу» («汉书» Hànshū - историческая хроника империи Хань, правившей с 260 г. до н. э. по 20 г. н.э.) сказано:
шоубо для рукопашной схватки, а борьба цзюэли для игры, развлечения
手搏为卞,角力为戏
В целом, большинство исследователей сходится в мнении, что с древних веков в течении столетий в Поднебесной было два условных подвида безоружных действий:
- шоубо – искусство убивать голыми руками;
- цзюэли и цзюэди – силовая борьба.
И в библиографическом разделе исторической хроники империи Хань(汉书•艺文志) есть шестая глава под названием «Шоубо», где его причисляют к боевым навыкам - бинцзицяо (兵技巧 bīngjìqiǎo). То есть, подчеркну ещё раз:
Безоружный бой существовал практически всегда.
Другое дело, что формирование кулачных школ - действительно позднее явление. И тут есть аж три датировки их появления:
- в эпоху империи Юань (1271 - 1368), когда за хранение оружия и доспехов однозначно полагалась смертная казнь, что казалось бы способствовало развитие безоружных техник самозащиты; однако мне ближе версия, что в этот период ка раз и понатащили в Мир боевых искусств разные условно не летальные предметы из домашнего обихода, тот же сельхозинвентарь и конечно же шесты!
- в эпоху империи Мин (1368 - 1644), «Золотой век #ушу», когда впервые в названиях школ появляется иероглиф цюань (拳 quán, кулак) как естественное сокращение термина цюаньшу (拳术 quánshù) - бой без оружия.
- в эпоху империи Цин (1644 - 1912), когда возникают многочисленные кулачные общества (拳会组织 quánhuì zǔzhī или 拳教 quánjiāo). Кроме того, нельзя упускать из виду "Боксерское восстание", когда впервые в истории страны массово начали обучать всех желающих в так называемых "кулачных кругах-алтарях":
Кулачные площадки густо растут - на пальцах не сосчитать
拳场林立,指不胜屈
По причине нехватки оружия ихэтуани делали для широких масс упор на рукопашный бой, и после разгрома многочисленные уцелевшие понесли свои знания и навыки в народ, оплачивая обучением за спасение от преследований. Так возникли многочисленные семейные школы.
Однако, если обратиться к историческим документам, то одним из самых древних из упоминаемых в хрониках кулачных стилей будет "Кулак ближнего боя семьи Чжан" - Чжанши дуаньда цюань (張氏短打拳 zhāngshì duǎndǎ quán).
Начиная с XVI-го века, этот семейный стиль регулярно упоминается в многочисленных китайских руководствах по военному искусству.
Впервые он встречается в "Военном сборнике" -"Убянь" китайского чиновника Тан Шуньчжи, который наравне с Ци Цзигуаном и Ю Даю считается одним из основных участников китайской стороны в войне с пиратами.
Также этот стиль упоминается в знаменитой, можно сказать - культовой в мире китайской боевых искусств, "Новой книге записей о достижениях" "Цзисяо синьшу" (紀效新書 jìxiào xīnshū) генерала Ци Цзигуана. Однако там Чжанши дуаньда цюань упоминается уже в в перечне из нескольких лучших школ той поры (по мнению генерала), включая... технику шаолиньского шеста, о которой мы говорили в предыдущей статье.
Причём Ци Цзигуан считает этот стиль одним из самых эффективных!
Естественно, сложно сказать, как тогда, в годы империи Мин, выглядела техника стиля Мяньчжан дуаньда. Говорят, что возник он из армейского опыта рукопашного боя, поэтому в нем не было формальных комплексов - #таолу. Не знаю, как было раньше, но сейчас эта школа выглядит так.
Дополнительно можно посмотреть ролик китайского канала "CCTV" про этот стиль, там правда больше про копейную технику в строю, но тоже интересно!
Подвести итог можно так:
Условия возникновения именно кулачных школ возникли в годы Юань, развились в годы Мин и во множестве распространились по всей стране к концу империи Цин.
Дм. Моисеев, СПб - 2022