Найти тему
Секреты Старого Китая

Отвечая на вопрос о возникновении кулачных школ

С мест регулярно спрашивают:

сейчас в понимании широких масс, основа ушу - это кулачная техника, вы же всё время говорите про главенство холодного оружия практически до Новой эры. Так когда же произошло доминирование безоружной техники? С Ассоциации Цзинъу или Института Гошу?

Вопрос не самый простой, так как рукопашная техника существовала в Китае издавна. Например, уже в «Ханьшу» («汉书» Hànshū - историческая хроника империи Хань, правившей с 260 г. до н. э. по 20 г. н.э.) сказано:

шоубо для рукопашной схватки, а борьба цзюэли для игры, развлечения
手搏为卞,角力为戏

В целом, большинство исследователей сходится в мнении, что с древних веков в течении столетий в Поднебесной было два условных подвида безоружных действий:

  • шоубо – искусство убивать голыми руками;
  • цзюэли и цзюэди – силовая борьба.

И в библиографическом разделе исторической хроники империи Хань(汉书•艺文志) есть шестая глава под названием «Шоубо», где его причисляют к боевым навыкам - бинцзицяо (兵技巧 bīngjìqiǎo). То есть, подчеркну ещё раз:

Безоружный бой существовал практически всегда.

-2

Другое дело, что формирование кулачных школ - действительно позднее явление. И тут есть аж три датировки их появления:

  1. в эпоху империи Юань (1271 - 1368), когда за хранение оружия и доспехов однозначно полагалась смертная казнь, что казалось бы способствовало развитие безоружных техник самозащиты; однако мне ближе версия, что в этот период ка раз и понатащили в Мир боевых искусств разные условно не летальные предметы из домашнего обихода, тот же сельхозинвентарь и конечно же шесты!
  2. в эпоху империи Мин (1368 - 1644), «Золотой век #ушу», когда впервые в названиях школ появляется иероглиф цюань (拳 quán, кулак) как естественное сокращение термина цюаньшу (拳术 quánshù) - бой без оружия.
  3. в эпоху империи Цин (1644 - 1912), когда возникают многочисленные кулачные общества (拳会组织 quánhuì zǔzhī или 拳教 quánjiāo). Кроме того, нельзя упускать из виду "Боксерское восстание", когда впервые в истории страны массово начали обучать всех желающих в так называемых "кулачных кругах-алтарях":
Кулачные площадки густо растут - на пальцах не сосчитать
拳场林立,指不胜屈

По причине нехватки оружия ихэтуани делали для широких масс упор на рукопашный бой, и после разгрома многочисленные уцелевшие понесли свои знания и навыки в народ, оплачивая обучением за спасение от преследований. Так возникли многочисленные семейные школы.

На момент многочисленных народных восстаний в эпоху Цин самыми известными и древнейшими считались четыре школы - так называемые "Шансымэнь“(上四门 shàngsìmén), тут отсылка к термину "школы у четырёх ворот" для подготовки чиновников. Список этих школ такой:  Хунцюань ( 红拳), Мэйхуацюань (梅花拳), Таньтуй (弹腿), Мицзунцюань (迷踪拳).
На момент многочисленных народных восстаний в эпоху Цин самыми известными и древнейшими считались четыре школы - так называемые "Шансымэнь“(上四门 shàngsìmén), тут отсылка к термину "школы у четырёх ворот" для подготовки чиновников. Список этих школ такой: Хунцюань ( 红拳), Мэйхуацюань (梅花拳), Таньтуй (弹腿), Мицзунцюань (迷踪拳).

Однако, если обратиться к историческим документам, то одним из самых древних из упоминаемых в хрониках кулачных стилей будет "Кулак ближнего боя семьи Чжан" - Чжанши дуаньда цюань (張氏短打拳 zhāngshì duǎndǎ quán).

В наши дни его возможный потомок известен как "Мяньчжан дуаньда" (綿張短打).
В наши дни его возможный потомок известен как "Мяньчжан дуаньда" (綿張短打).

Начиная с XVI-го века, этот семейный стиль регулярно упоминается в многочисленных китайских руководствах по военному искусству.

Тан Шуньчжи (唐顺之 Táng Shùnzhī, 1507 – 1560, учёный-математик и чиновник, а  также мастер боевых искусств эпохи империи Мин), известен ещё и тем, что победил японских пиратов в Чжэцзяне.
Тан Шуньчжи (唐顺之 Táng Shùnzhī, 1507 – 1560, учёный-математик и чиновник, а также мастер боевых искусств эпохи империи Мин), известен ещё и тем, что победил японских пиратов в Чжэцзяне.

Впервые он встречается в "Военном сборнике" -"Убянь" китайского чиновника Тан Шуньчжи, который наравне с Ци Цзигуаном и Ю Даю считается одним из основных участников китайской стороны в войне с пиратами.

Военный трактата "Убянь" (武编 wǔbiān).
Военный трактата "Убянь" (武编 wǔbiān).

Также этот стиль упоминается в знаменитой, можно сказать - культовой в мире китайской боевых искусств, "Новой книге записей о достижениях" "Цзисяо синьшу" (紀效新書 jìxiào xīnshū) генерала Ци Цзигуана. Однако там Чжанши дуаньда цюань упоминается уже в в перечне из нескольких лучших школ той поры (по мнению генерала), включая... технику шаолиньского шеста, о которой мы говорили в предыдущей статье.

Ци Цзигуан ( 戚继光 Qī Jìguāng, 1528 - 1588)
Ци Цзигуан ( 戚继光 Qī Jìguāng, 1528 - 1588)

Причём Ци Цзигуан считает этот стиль одним из самых эффективных!

 Тридцать две позиции кулачного боя генерала Ци Цзигуана считаются предтечей тайцзицюань.
Тридцать две позиции кулачного боя генерала Ци Цзигуана считаются предтечей тайцзицюань.

Естественно, сложно сказать, как тогда, в годы империи Мин, выглядела техника стиля Мяньчжан дуаньда. Говорят, что возник он из армейского опыта рукопашного боя, поэтому в нем не было формальных комплексов - #таолу. Не знаю, как было раньше, но сейчас эта школа выглядит так.

Дополнительно можно посмотреть ролик китайского канала "CCTV" про этот стиль, там правда больше про копейную технику в строю, но тоже интересно!

Подвести итог можно так:

Условия возникновения именно кулачных школ возникли в годы Юань, развились в годы Мин и во множестве распространились по всей стране к концу империи Цин.

Дм. Моисеев, СПб - 2022