Найти тему
О прожитом и узнанном

Некоторые заволновались по поводу национализации. Значит, дело нужное.

Сначала пришло сообщение о том, что

«Владелец «Норникеля» Потанин выступил против национализации ушедших из России компаний
Российский миллиардер, основной владелец "Норникеля" Владимир Потанин высказался об идее национализации активов уходящих с российского рынка иностранных компаний. Его слова приводит «Интерфакс».
«Это вернет нас на 100 лет назад, в 1917 год, и последствия такого шага — глобальное недоверие к России со стороны инвесторов — мы будем испытывать много десятилетий», — отметил Потанин.
Решение отдельных компаний об уходе из России на фоне спецоперации в Донбассе продиктованы эмоциональной реакцией и давлением со стороны западной общественности, считает бизнесмен. В дальнейшем многие из них могут вернуться. «И лично я бы сохранил для них такую возможность», — отметил Потанин».

А уже днём в программе «Место встречи» на НТВ участники в студии долго обсуждали и национализацию, и проблемы отечественной авиации, и нужность либо бесполезность ЕСПЧ в связи с выходом России из структур ЕС…

Начнём по порядку.

С Потанина.

Его я понимаю. Эвон, в Британии Абрамовича прижали. Тот не успел, как говорят, ни «Челси» продать (поначалу, после покупки им футбольного клуба, английские фанаты на стадионе растягивали плакат: «Откуда деньги?»), ни недвижимость в Англии, приобретённую на нажитое непосильным трудом в России.

Напрашивается подобный вопрос и к Потанину: как ухитрился стать собственником «Норникеля», по сути, всего российского никеля?

Помнится, в строительстве заполярного города Норильск не участвовал, и комбинат не строил. А, поди ж ты, собственник…

Позволю себе напомнить, что именно Потанин

«В 1995 году выступил инициатором идеи залоговых аукционов, по результатам одного из которых АКБ «ОНЭКСИМ Банк» (в 1993 году Потанин стал президентом АКБ «ОНЭКСИМ Банк»), получил контрольный пакет (51 % акций) «Норильского никеля». В ходе аукционов подконтрольными бизнесмену организациями также были приобретены акции нефтяной компании ОАО «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» (51 %, залоговый аукцион 7 декабря 1995), ОАО «Новороссийское морское пароходство» (20 %, 13 декабря, с участием структур Бориса Йордана), Новолипецкий металлургический комбинат (14,84 %, 7 декабря 1995, совместно с Владимиром Лисиным), а также ОАО «Северо-Западное пароходство», в 1998 году проданное структуре Бориса Кузыка «Новые программы и концепции»).
Из открытых источников.
Из открытых источников.

Позволю себе полюбопытствовать: что из перечисленного было создано с нуля, в поте лица своего, своими умом и руками новоиспечёнными хозяевами?

Что касается тех залоговых аукционов, то давно – и не мною первым – в обществе было признано: с их помощью провернули одну из крупнейших афер в истории.

Свою руку господин Потанин приложил к развалу экономики, разрушению, разбазариванию промышленности, созданной в советские времена, поскольку

«С 14 августа 1996 года по 17 марта 1997 года Потанин работал в должности Первого заместителя Председателя Правительства РФ. Курировал экономический блок вопросов и координировал работу Министерства экономики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российского фонда федерального имущества, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве),Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Во время работы в правительстве России возглавлял около 20 федеральных, правительственных и межведомственных комиссий, в том числе правительственную комиссию по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики, оперативную комиссию при правительстве РФ по совершенствованию системы платежей и расчётов, межведомственную комиссию РФ по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «Группой семи». Занимал должности управляющего от Российской Федерации в Международном банке реконструкции и развития и в Многостороннем агентстве по инвестиционным гарантиям».

И как только успевал, бедняга? Вот как надо крутиться, чтобы стать миллиардером.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Что касается 1917 года, то в том году было заложена основа великого государства, второй в мире сверхдержавы. И те, кто её создавал, в отличие от Абрамовича, Потанина и иже с ними, миллиардерами, олигархами не становились. Трудились на страну.

И итоги их труда были видны всем, ощущаемы всеми, ими пользовались все.

За 30 лет, прошедших после 1917 года, в СССР были созданы десятки отраслей промышленности, их перечисление займёт уйму времени.

А вот, что создано за 30 лет г-ми «эффективными собственниками»?

Их дворцы, виллы, яхты, самолёты по всему миру – не в счёт. Даже футбольные, баскетбольные и прочие престижные игрушки они не создавали, покупали готовые.

И чтобы закончить с темой Потанина, хотел бы узнать, что он имел ввиду, говоря,

«глобальное недоверие к России со стороны инвесторов — мы будем испытывать много десятилетий»?

О каких-таких «инвесторах» речь идёт?

В одном из выпусков «Бесогона» были перечислены стратегические предприятия, за гроши скупленные (позже многие порушенные, как конкуренты) иноземными барыгами.

О чём-то, на иностранные инвестиции созданном за последние 30 лет, что-то не слыхать.

Не считать же, например, что французская фирма "Рено" создала автомобильное предприятие, обустроившись в бывших корпусах "АЗЛК".

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Кто-то брезгливо скажет, как можно сравнивать "москвичи" с "рено"?

Когда-то можно было. А если 30 лет ничего не делать, то ничего и не получишь в результате.

Потанин – при его-то образовании – делает вид, что не помнит, как в 30-х годах прошлого века иностранцы инвестировали в индустриализацию СССР и финансы, и оборудование, и свои интеллект, и труд. И национализация 17-го года их не смущала.

А теперь – о прозвучавшем в программе «Место встречи».

Продолжим о национализации. И о ней шёл разговор в телестудии.

Одним из либерастов в студии были вброшены слова о пресловутой «священной» частной собственности.

Почему-то о «священности» собственности (частной и социалистической) в начале 90-х никто не вспоминал. Не вспоминали, когда уничтожали частные вклады и взвинчивали цены, обесценивая деньги граждан. Не вспоминали, когда растаскивали, грабили общую собственность, созданную несколькими поколениями людей.

Что касается преимуществ частных предприятий перед социалистическими или коллективными, то 30 лет показали всю вздорность этих разводиловок, на которые когда-то клюнуло немалое число граждан.

Убеждён, что главное в успехе дела – люди, его возглавляющие. Не менеджеры (ненавижу само это слово – для меня они манагеры), а управленцы, руководители.

Можно на многочисленных примерах доказывать это. Приведу лишь один.

В нашей истории был человек по имени Иван Алексеевич Лихачёв.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Без цитаты не обойдёшься:

«Родился в 1896 году в крестьянской семье.
В 1908—1915 годах — слесарь на Путиловском заводе. Во время Первой мировой войны Лихачёв служил матросом на Балтийском флоте (1915—1917).
В июне 1917 года вступил в РСДРП(б). В октябре того же года стал одним из организаторов отрядов Красной Гвардии в Гельсингфорсе. В 1917—1921 годах был командиром РККА, работал в ВЧК.
В 1921 году был направлен на профсоюзную работу (1921—1926 — управляющий делами Московского губернского профсоюза - МОСПС), одновременно учился в МГА, позднее в Ленинградском электромеханическом институте (отраслевом вузе Ленинградского политехнического института), но не окончил его.
В 1926 году И. А. Лихачёв был назначен директором Московского автомобильного завода (который затем был переименован в ЗИС), на этом посту проработал 13 лет. Первоначально Лихачёву достался маленький и плохо оснащённый завод, но за очень небольшой срок директор АМО (ЗИС) Лихачёв сумел создать мощнейший автогигант. В 1929 и 1930 годах он посетил автомобильные заводы Германии и США, где знакомился с принципами современного производства автомобилей. По некоторым данным, Лихачёву предлагали остаться работать в Америке, от чего он отказался.
С 5 февраля 1939 года по 2 октября 1940 года занимал пост народного комиссара среднего машиностроения СССР.
С 1940 по 1950 годы вновь возглавлял ЗИС. За время его работы завод становится крупнейшим предприятием с новейшим оборудованием и проектной мощностью 150 тыс. грузовых автомобилей в год. Кроме того, завод специализировался на выпуске автомобилей представительского класса».

В отличие от Потанина два иностранных языка, предполагаю, не знал, но это не помешало ему создать автогигант, на автомобилях которого ездила наша страна, и не только...

А что ж завод?

На месте заводских корпусов - коммерческое жильё и прочее строительство.

Лишь маленькое замечание к цитате: И.А. Лихачёв, как и все руководители в стране, работал за зарплату и те премии, которыми его оценивало государство. Миллиардером не был.

Прав бы товарищ Сталин: «кадры решают всё».

Поэтому, лично я – за национализацию. Но в нынешнем государстве при его социальной системе, к сожалению, эта затея выглядит бесплодной.

Всё, подозреваю, сведётся к смене одного, удравшего из страны собственника, на другого.

Ранее была стройная, пусть и требовавшая порой ремонта, наладки система. А сейчас…

Достаточно вспомнить, что и кто руководит отечественной экономикой, отечественной промышленностью.

На этом прервусь. О проблемах отечественной авиации, о нужности либо бесполезности ЕСПЧ в связи с выходом России из структур ЕС и о прочем, прозвучавшем в студии – в продолжении.

Продолжение следует.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.