6 марта 1996 года отряды чеченских боевиков пошли на штурм подконтрольного российским силам Грозного. Чеченские боевики начали так называемую операцию «Возмездие».
Всего в город, в котором еще в первых числах марта сохранялось шаткое перемирие, вошли около пяти тысяч боевиков.
Отсутствие тяжелого вооружения компенсировали выигрышной тактикой — они прекрасно знали местность и, подвергнув ураганному обстрелу КПП, блокпосты и комендатуры российских подразделений, полностью блокировали их.
К концу только первого дня боев — к вечеру 6 марта — боевики заняли Старопромысловский район и многие объекты в других районах города, а количество погибших российских бойцов исчислялось уже десятками.
В районе площади Минутка, попав в окружение, погибли 10 сотрудников нижегородского спецотряда быстрого реагирования МВД России. Они на БТРах прорывались на помощь окруженному боевиками отряду СОБРа из Перми и Липецка. В боях за Грозный погибли офицеры курганского, свердловского СОБРа, а также десятки бойцов других подразделений внутренних войск. Отражали атаки боевиков СОБРовцы из 28 регионов.
Эфир был наполнен мольбами о помощи, которые неслись со многих блокпостов и комендатур, атакуемых боевиками», — писал о мартовских боях 96-го в Грозном военный корреспондент Виталий Носков. «Старопромысловское шоссе: БТР подбит, две машины подорваны. Веду бой, обложили со всех сторон», «один убит, прошу помощи», «прошу оказать помощь, больше не могу», «много тяжелораненых», «все перекрыто, везде бои», «пять 200-х и пять 300-х, прошу помочь», «много раненых, комендант требует эвакуации», «двое убитых, 11 раненых на Минутке», «у вас есть связь с Красным Крестом, может они смогут вывезти раненых?»…
Сегодня распечатку радиопереговоров группировки МВД РФ в Грозном в период операции «Возмездие» можно без труда найти в Интернете.
По этим сообщениям можно судить, как последовательно и методично боевики блокировали и обстреливали позиции наших бойцов, и как мужественно и стойко, без должной поддержки артиллерии и авиации, тяжелой бронетанковой техники, в отсутствие боеприпасов, наши бойцы не сдавали занятых рубежей и шли на помощь попавшим в окружение товарищам.
Через три дня дудаевские отряды оставили город, однако боевые действия в чеченской столице продолжались еще несколько дней: российские части, вошедшие в Грозный, периодически вступали в бой, принимая друг друга за противника.
По официальным данным, в ходе событий 6–8 марта 1996 года погибли 70 человек и 259 были ранены. По неофициальным данным, опубликованным «Независимой газетой», потери составили около 170 человек убитыми и свыше 100 ранеными. По словам очевидцев: В Северном лежали сотни 200-х…штабелями завернутые в фольгу
Военный корреспондент Виталий Носков, неоднократно принимавший участие в спецоперациях СОБРа, описывает эти события в книге «Спецназ: Любите нас, пока мы живы»:
«Шел восьмой час утра, на южных окраинах Грозного уже шли бои, подвергались интенсивным обстрелам КПП-6, КПП-2, КПП-11, КПП-14, комендатура в Черноречье, был захвачен и горел РОВД Заводского района.
Мы же мчались по Грозному, не ведая, что за Сунжей в неравных боях, прося помощи, умирают наши товарищи».
«Их сверхзадачей было занять Грозный, чтобы навязать свою волю Президенту и Правительству России, которые на тот момент готовили основные документы по урегулированию вооруженного конфликта в Чечне».
Боевики подбивали из РПГ и одноразовых гранатометов „Муха“. В тот день они вели из них огонь почти со скорострельностью автоматов, стреляя по тем, кто шел выручать раненых, кто рвался забрать из-под огня тела павших товарищей-собровцев.
«Я знаю одно, что 6 марта собровцы из Нижнего Новгорода, Перми, Липецка, Кургана под вражеским огнем врывались на проспект Ленина, окруженный оскаленными огнем высотками да пятиэтажками, — без прикрытия артиллерии, минометов, без дымов, в едином порыве не отдать на поругание дудаевцам раненых товарищей по оружию, мертвые тела тех, кто погиб в неравном бою».
«Зная о понесенных сотрудниками МВД России и Чечни потерях, о смертях и ранениях солдат и офицеров внутренних войск, все мы, окруженные чеченцами на блокпостах и в комендатурах, готовились дорого отдать свою жизнь».
На окраинах города продолжались кровопролитные бои. Наше же ночное спокойствие было куплено дорогой ценой — смертью трех десятков офицеров-собровцев, которые полегли на проспекте Ленина, выручая друг друга.
«С ними, офицерами-собровцами, любят взаимодействовать федеральные и внутренние войска. С собровцами надежнее! Они — отменные, дисциплинированные снайперы, гранатометчики, пулеметчики. Они хороши для специальных операций: освобождение небольшого числа заложников, захват отдельно стоящего здания, самолета, квартиры, задержание вооруженного преступника. Но ни их современная экипировка, ни легкое вооружение не соответствуют тому, чем им приходится заниматься в Чечне. На Северном Кавказе им определили контрпартизанские функции».
6 марта стало днем памяти погибших во время защиты Грозного бойцов и офицеров Внутренних войск. Ежегодно в этот день во многих городах России проходят траурные мероприятия.
операция «Возмездие».
4 минуты
120 прочтений
11 марта 2022