Найти тему
Шепот Клио

Жил ли пророк Моисей на Яве?

Что за ерунда? - спросите вы и этот вопрос будет не лишен смысла. Всем грамотным людям известна библейская биография Моисея. Вырос он в Египте, затем понял, что он — еврей и возглавил исход своего народа домой — в будущий Израиль, который еще предстояло зачистить от всяких туземцев. Во всяком случае, такова библейская версия событий, а относиться к ней можно по-разному. Можно ей верить, можно не верить.

С момента своего рождения пророк подвергался нешуточной опасности. Тогдашний египетский фараон по каким-то причинам (поди их сейчас пойми) невзлюбил евреев и приказал убивать их младенцев. Мать будущего пророка прятала его от властей что-то около трех месяцев, затем положила в корзину и оставила на берегу Нила, где его вскоре нашла дочь фараона. С точки зрения авторов легенды, дочь фараона могла вот так, запросто, сбегать искупаться на речку.

Дальше Моисея ждала долгая жизнь, изобилующая подвигами, а затем — куда более долгая посмертная слава.

А теперь перенесемся на другую сторону земного шара. На острове Ява в каком-то давнем году жил-был царь Сри Памекас и было у него двое сыновей — Арьо Бангах и Раден Сусурух. Первый из них уже был правителем Галуха — страны на западе Явы. Второй сын должен был унаследовать соседнее королевство Паджаджаранг, тоже на западе Явы. Но, «что-то пошло не так».

Царю Сри Памекасу стало известно, что в его стране живет мудрец-отшельник, наделенный даром предвидения. Зачем-то он решил испытать мудреца и послал к нему своего вельможу и с ним — наложницу, вероятно — из своего гарема. На животе наложницы, под одеждой, был закреплен таз, так чтобы женщина на вид казалась беременной. Мудрец должен был ответить, кого родит женщина — мальчика или девочку? Вернувшийся чиновник доложил царю, что прогнозируется мальчик. Царь обрадовался тому, как ловко поймал гуру на лукавстве и приказал раздеть наложницу. К его изумлению, оказалось, что таза нет, а женщина и впрямь беременна.

Царь не на шутку рассердился. Не знаю точно почему, но, скорее всего, наложница и впрямь была царской. Так или иначе, но мудреца-прорицателя казнили.

Индонезийские воины в традиционных доспехах
Индонезийские воины в традиционных доспехах

Как сообщает нам сборник яванских хроник «Бабад танах джави»:

Когда мудреца казнили, раздался голос: "О правитель Паджаджарана, ты отнял у меня жизнь, хотя я не был ни в чем виноват. Придет время и я отомщу тебе. Моя месть свершится, когда родится человек по имени Сиюнг Воноро".

В Паджаджаране началась эпидемия. Источник не сообщает подробности, а, поскольку мы даже год не знаем, то понять, какая именно это была хворь, сейчас невозможно. Замечу, на всякий случай, что Паджаджаран — реальное средневековое царство, действительно существовавшее около XIV-XVI веков.

Прививки, карантин и QR-коды тогда еще не придумали. Вообще с медиками была напряженка, поэтому царь позвал для совета и консультаций астрологов. Те пришли к выводу, что государю надо хорошенько выпить, а потом пойти баиньки. С красивой женщиной. По какому-то стечению обстоятельств таковой оказалась наложница, ходившая на гинекологическую консультацию к казненному мудрецу. Как закончилась та ее беременность источник не сообщает, а в этот раз она благополучно родила сына.

Попутно царю было предсказано, что он будет убит собственным сыном. Немудрено, что он испугался и попробовал младенца отравить, но яды не действовали. Тогда он приказал его зарезать, но кормилицы упросили этого не делать, а положить ребенка в ящик и бросить в реку Краванг.

Там его выловил старый рыбак по имени Кьяи Буют Краванг. Вместе с женой они вырастили приемыша, которого очень любили, поскольку собственных детей у них, как положено в сказках, не было. Ребенок вырос, стал неглупым и очень сильным юношей, потихоньку (и со многими явно сказочными подробностями) открыл тайну своего происхождения, стал называться Сиюнг Воноро, поскольку увидел в лесу скворца (яванск. - сиюнг) и обезьяну (яванск. - воноро), победил всех врагов, а злого биологического отца утопил в той же реке.

Упомянем один смешной момент. Уже после смерти царя Сри Памекасы противником нашего героя оказался сын и наследник царя Раден Сусурух. Войска конкурентов сошлись в жаркой битве. Камни летали, стрелы свистели, раненые падали, мертвые вставали, в общем, все было как обычно это происходит в эпических сражениях. В какой-то момент Сиюнг Воноро выстрелил в своего соперника из лука и попал в пояс, на котором держалась одежда. Тот лопнул и Раден Сусурух предстал перед потенциальными поддаными без штанов. На том война и завершилась, поскольку неудачник предпочел побыстрее ретироваться с поля боя. А то еще с двух сторон наваляют...

Современные индонезийцы в традиционных костюмах
Современные индонезийцы в традиционных костюмах

А теперь задумаемся. Два сюжета. В обоих присутствует и играет центральную роль младенец, которого бросили в реку в корзине/ящике. Но один сюжет — ближневосточный, а второй — с Явы, находящейся довольно далеко от Израиля. Любители «альтернативной истории», которым некоторое время назад я уже посвятил пространную статью, наверняка пришли бы к выводу, что Моисей и Сиюнг Воноро — один человек.

Скорее дело все-таки в другом. Имеющиеся списки «Бабад танах джави» написаны не позднее XVIII века. В это время Ява была уже вполне исламской; проникновение ислама на остров датируется примерно XIII-XIV веками. А в исламской традиции легенда о пророке Мусе и его чудесном спасении из нильских вод присутствует подробно и красочно. Так что скорее сходство сюжетов объясняется опосредованным — через ислам — влиянием библейской традиции. Но это моё предположение, соглашаться с ним не обязательно.

Сергей Сысоев

Помочь мне и моему каналу можно переведя любую удобную вам сумму на карточку 5536 9138 2477 9298. Ваше пожертвование даст мне возможность чаще читать, больше думать и писать неглупые материалы. Спасибо!