Жизнь продолжается... Здравствуйте
Удивляюсь я: сколько же можно говорить о глаголах в диалогах, когда есть простые и понятные правила. Увы, оказывается, не для всех писателей они просты и понятны. Снова на литературном конкурсе о гаджетах появились высказывания о якобы неправильном использовании «говорительных» глаголов. Плохо, что эти высказывания влияют на оценки.
Начну с атрибуции, поскольку именно о ней споры.
Я позволю себе процитировать довольно большой отзыв из читательского голосования (ошибки не исправлял):
«Ну что ж, доставать всех неправильной атрибуцией так доставать :))) Начну с этого.
— Ну как же, — ткнула острым ноготком мне в грудь девушка. — У тебя тут написано «монстр»! - Вот очень часто (не только в этом рассказе) как атрибуция оформлено то, что ею не является, - нет глагола речевого действия или аналогичного. Например, "вздохнуть" ещё можно расценить за такой глагол, но вот "ткнуть", тем более пальцем, - нет.
— Усёк, — почесал голову когтистой ладонью Санька. - "Усёк" - это был звук от почёсывания?))
Примеры взяты с конца и начала, но между ними до кучи других мест, где нужна правка.
UPD2: Если в словах автора, которые разрывают речь героев, нет глагола речевого действия, тогда стоит уделить внимание знакам препинания, чтобы правильно все оформить.
Если, кажется, что конкретно в примерах выше всё ок, а то, что мною написано - лишь субъективное мнение, обратите внимание на следующие примеры:
— Что ты несёшь? — Металлически-жёлтые глаза зыркнули свирепо. — Её от тебя самого спасать надо.
— И ты с нами? — Её взгляд стал почти влюблённым.
Как проверить являются ли слова автора внутри или после прямой речи атрибуцией (опустим вопрос стилистики)? Добавьте глагол "сказать" в нужной форме и увидите. Если белиберда, значит это не атрибуция, а отдельное предложение, которое должно начинаться с прописной буквы».
Ну… вот такое понимание атрибуции. Да и ладно, если бы не два момента:
► можно ли таким способом проверить атрибуцию?
► И записать диалог правильно?
Об этом и поговорим.
1. Что такое «атрибуция»? Это всего-навсего установление авторства, времени и места сказанного (АВТ), то есть той личности, которая произнесла определенные фразы в определенное время и в определенном месте. Если о первом помнят, то о втором и третьем почему-то забывают.
— Ну как же, — ткнула острым ноготком мне в грудь девушка. — У тебя тут написано «монстр»! (сказала (кто?) девушка, одновременно тыча…)
Смысл не поменяется, если поставить атрибутивный глагол, а значит, он и не нужен:
— Ну как же, — сказала девушка и ткнула острым ноготком мне в грудь. — У тебя тут написано «монстр»!
► В случае, когда действия говорящего одновременны с его словами, то слова автора пишутся со строчной буквы.
Вы задумывались, почему слова автора чаще всего пишутся со строчной буквы, даже если реплика заканчивается вопросительным или восклицательным знаком? Дело в том, что…
2. «Говорительные» глаголы в диалогах не являются обязательными. Главное – ориентация на то, какое предложение перед нами.
Великий Розенталь пишет:
«Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы:
— Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей.»
Однако он не поясняет (для него-то понятно), что такое «отдельное предложение». Обратите внимание, что в его примере действие говорящего, выраженное в авторских словах, это другое (!) действие. Оно не относится напрямую к сказанному. Добавьте «говорительный» глагол, и (вопреки совету комментатора, чьи слова я процитировал) мы получим сложносочиненное предложение и напишем слова автора со строчной.
Реплика + слова автора чаще всего являются сложным (союзным или бессоюзным) предложением, а не сочетанием двух простых. И тут нужно ориентироваться именно на смыслы.
3. Глагол «сказал» не является проверочным, так как его постановка требует подлежащего. Сравните:
— И ты с нами? — сказала она, и ее взгляд стал почти влюблённым.
— И ты с нами? — ее взгляд стал почти влюблённым. – Тогда собирайся быстрее.
— И ты с нами? Тогда собирайся быстрее. — Ее взгляд стал почти влюблённым, когда она это сказала.
4. Если авторство реплики установить проблематично, время и место неопределенны, то оформляем так:
– Люди будут недалеко. – Санька отвернулся и зашагал к дороге.
Или так:
– Люди будут недалеко.
Санька отвернулся и зашагал к дороге.
В этом случае желательно проверять, понимается ли читателем – кто и что произносит.
5. Простой способ проверки атрибуции – это постановка авторской речи в середину реплики (законченного предложения). Если в этом случае смысл, единство авторства, времени и места сохраняется, то слова автора пишем и со строчной, и с прописной (можно использовать двоеточие) в зависимости от смысла. Сравните:
— Что ты несёшь? — Металлически-жёлтые глаза зыркнули свирепо. — Её от тебя самого спасать надо. (Реплики и авторские слова – это три отдельных предложения)
— Ты несешь, — металлически-жёлтые глаза зыркнули свирепо: — ерунду! (Одно сложное предложение)
6. Проверка отступом. Если единства АВМ нет, то всегда пишем с прописной. В этом случае авторские слова можно начать с новой строки.
— Что ты несёшь? Её от тебя самого спасать надо. – Она вышла в коридор и закрыла за собой дверь. Металлически-жёлтые глаза напоследок зыркнули свирепо.
— Что ты несёшь? Её от тебя самого спасать надо.
Она вышла в коридор и закрыла за собой дверь. Металлически-жёлтые глаза напоследок зыркнули свирепо.
Подведем итоги:
Р (р) – реплика
Са (са) – слова автора
ДДГ – (другое действие говорящего)
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература