В конце февраля мне позвонили:
– Моя девушка уже полдня плачет. Не знаю, как её успокоить…
Возможно, вы, ваши близкие или знакомые столкнулись с чем-то подобным. Когда снаружи хаос, у многих он и внутри.
Нарушение обычного порядка воспринимается как угроза, и сразу включаются древние инстинктивные механизмы: «Бей, беги или замри» – вместе с соответствующими эмоциями.
Кто-то сжимается в комок и тихонько плачет. Другой беспокойно ходит из угла в угол, бесконечно наводит порядок, таким образом хотя бы немного «пережигая» тревогу с помощью движения. Кто-то уже в пути, отправил детей или «убежал внутрь» с помощью алкоголя.
Есть те, кто «воюет». Объясняет «противнику» в соцсетях или очно, как он неправ и что его ожидает, когда сторонники партии добра и справедливости наконец придут к власти.
И, конечно же, просто «успокоиться и взять себя в руки» практически невозможно.
Что все-таки делать, чтобы помочь себе?
Первое: постарайтесь не увеличивать хаос вокруг. Разрушение обычного быта подтверждает мрачные ожидания и ухудшает состояние. Поэтому поддерживайте обычный порядок и чистоту, привычные действия из доступных: кофе по утрам, прогулка вокруг дома вечером… Сохраняйте «островок стабильности» – это будет одна из точек опоры в ближайшем будущем.
Второе. Важно признать все существующие переживания и дать им место и время. Подчёркиваю – все, а не только те, которые согласуются с представлениями о себе. Чем больше переживаний вы сможете признать, тем проще «выдохнуть» напряжение.
Что-то признать легко, что-то – труднее. Самое трудное – признать, что не соответствует представлениям о себе. «Я злорадствую? Полон ненависти? Не может быть, ведь я такой добрый…»
Самое сильное напряжение дают переживания, которые мы не хотим признавать и/или отвергаем. Это как чудовища в тёмной комнате: самые страшные те, которых не видим.
Не смотреть на них (чудовищ) и даже не допускать такой возможности означает: «Я не могу выдержать этот ужас». И чем больше мы туда не смотрим, тем он, ужас, страшнее.
Наоборот, когда поворачиваемся к этому страху или неприятному лицом, отвергаемое становится тем, что можно пережить и справиться с ним.
К тому же отвергаемое не исчезает. Если не признавать его в себе, оно проецируется на других, по принципу «не замечать бревна в глазу своём».
«Мы любим и ненавидим тех, кто отражает нас самих». То есть как только ощущаете сильные чувства – гнев, ненависть, презрение – присмотритесь. То, что вы так яростно осуждаете, есть и у вас.
Упражнения для успокоения
А что конкретно делать? Смысл в том, чтобы обнаружить, назвать и сказать себе: есть часть меня, и она чувствует вот это (назвать), я признаю её и даю ей место.
Выделите время и место, чтобы вам никто не помешал, приготовьте бумагу и ручку. Сосредоточьтесь, «загляните внутрь» и начните писать всё, что найдёте. Пишите рукой, вместо того чтобы набирать текст или записывать аудио, – запись рукой работает лучше всего.
Когда закончите, спрячьте записи.
Приведу несколько своих примеров.
«Есть часть, которая…»
У меня есть часть, которая боится происходящего и хочет сбежать на край света. Подальше от всего.
Есть часть, которая в растерянности.
Есть часть, которая грустит по «прошлой жизни», так как её больше нет.
Есть часть, которая хочет плакать, когда думает о младенцах и их матерях, у которых пропадает молоко.
Есть часть, которая сильно тревожится, так как представляет будущее, где достать немного еды и чистой воды – это уже большая удача.
Есть часть, которая отчаянно хочет, чтобы кто-то «большой и сильный» объяснил происходящее, успокоил и сказал, что всё будет хорошо.
Одновременно есть часть, которая говорит, что ждать этого успокоения от кого-то, значит отказываться от опоры на самого себя.
Есть часть, которая боится, что её профессиональные услуги перестанут быть нужными.
Есть часть, которая злится на тех, кто думает по-другому. Очень. Сильно. Злится. И хочет донести до «этих тупиц» правильное понимание.
Есть часть, которая отрешена от всего и всех.
Есть часть, которая злорадствует, когда видит, как кому-то из «противников» становится плохо: «Видите? Я же говорил, а вы не слушали…»
Есть часть, очень упорная и устойчивая, которая хочет жить и творить, даже вопреки всему…
– – –
Часть моего списка такая. Ваш, скорее всего, будет отличаться.
Работа по обнаружению и признанию того, что есть, целительна сама по себе. Часто этого достаточно: «Ты (часть) есть, я признаю тебя, и тебе есть место в моей душе». Особенно это касается тех частей, которые не вписываются в представления о себе – ведь на удержание их «вдали» от собственного «я» требуется значительный психический ресурс.
Специальное время для страхов
Если этого оказывается недостаточно, тогда отведите беспокоящим переживаниям специальное время, чтобы погружаться в них регулярно – до тех пор, пока они не закончатся. В первую очередь я имею в виду страхи и тревоги.
Так, например, выделите себе вечером 30 минут в уединении, приглушите свет, сядьте, заведите таймер, чтобы он дал сигнал через полчаса, и думайте о страхах и старайтесь их пережить. Можно помогать телом – сжиматься, двигаться, кричать, если получится. Когда отведённое время закончится, встаньте, встряхнитесь, умойтесь холодной водой и продолжайте вечер по плану.
Обычно хватает нескольких дней – пары недель, чтобы восприятие страха изменилось. После этого такое упражнение можете делать уже по необходимости.
Как быть с детьми
И немного про детей: как быть с ними? Делиться переживаниями, обсуждать текущую ситуацию с её трудностями или нет?
Помните: задача родителя – быть источников спокойствия, показывать, что вы надёжны и устойчивы. Нельзя перекладывать свои тревоги на детей, иначе взрослая ответственность согнёт спины, не предназначенные для этого.
Ну а если всё-таки не можете справиться сами – есть смысл обратиться к специалисту, чтобы сберечь время и нервы.
Сергей ГУДКОВ, психотерапевт, семейный психолог