Экономический кризис, опускающийся на на нашу страну, сегодня пугает и тревожит практически каждого. Что ни день - то новости, и одна другой хлеще! Как сохранить ресурс спокойствия и уверенности в завтрашнем дне, не поддаться унынию и вообще чего ждать в ближайшем будущем? Ведь порой неизвестность настолько пугает, что земля уходит из под ног и кажется - вся жизнь рушится.
Всем известно, что наша страна переживает не первый кризис, и (если он вновь случится, тьфу, тьфу) дефолт Россия уже тоже переживала. И да, в моменте может быть очень тяжело и не просто, но могу вас заверить - мы точно выживем!)
Вы наверное уже не раз слышали, что кризис - это время возможностей. Поэтому я собрала для вас краткую подборку историй одних из самых известных российских предпринимателей, кто "поднялся" как раз в периоды кризиса.
1. Олег Тиньков - акционер Тинькофф-банка. В 1998-м — владелец производителя замороженных полуфабрикатов «Дарья».
Из-за кризиса 1998 года у меня появилось свободное время, и я понял, что надо учиться бизнесу по-настоящему. Я открыл в центре Петербурга в 1998 году первый в городе пивной ресторан с пивоварней. В России, может, он был и не первый, но он точно был первый, который так ярко подали. У всех пивоварни прятали где-то, а мы её выставили, высветили и показали — вот здесь мы варим пиво. Я запустил ресторан 1 августа, то есть за 17 дней до дефолта. И через год (как сейчас помню, $1,2 млн потратил), 1 августа 1999-го, мы все деньги вернули. Ресторан битком был.
Ну, во-первых, там было свежее нефильтрованное пиво — для Питера это был шок. Хороший сервис, чистота, быстро всё подавалось, красивые официантки. Мы шоу-программы делали, тогда всё было даром. У меня Ваня Ургант выступал за $200, разогревал публику. Даже не так, папу его мы наняли за $200, он был у нас конферансье каждый вечер. А когда папа болел, приходил сын Ваня — за $100. Я не помню точно цен, но там такие порядки были — $100–200. У нас группы пели за $100. Они потом уже стали звёздами — «Гости из будущего», ещё там разные.
Но главное, все сидели в шоке от кризиса и пили пиво. И платили за него бешеные деньги. Потому что кружка пива стоит $3, а себестоимость — $1. Ну понятно, пиво ничего не стоит — это вода. Пивной ресторан очень круто выстрелил.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1817445
2. Вадим Дымов - основатель группы компаний "Дымов". В 1998 году занимался занимался мясопереработкой на Дальнем Востоке.
Мой совет — не терять бодрости духа ни при каких условиях, открывать собственные бизнесы, несмотря ни на какие трудности. Собственное дело всегда даёт ощущение жизненного смысла и помогает вместе с коллегами преодолевать тяжёлые времена. Конечно, старайтесь это делать эффективно сразу, а не ждать кризиса. Не знаю, поверите вы мне или нет, но Россия и по сей день — страна больших возможностей для предприимчивых людей, верящих в собственные силы и умеющих вдохновлять примером других.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/660266
3. Андрей Коркунов - основатель шоколадной фабрики «А. Коркунов». В 1998-м занимался импортом кондитерских изделий.
Одним из проектов, которым мы с партнёрами занимались в 1990-х, был импорт кондитерских изделий. В начале 1997 года я предложил нашему постоянному поставщику шоколада итальянцу Бонетти: что если наладить фасовку прямо в России? Он был не против, и мы организовали «ручную сборку». Через год я задумался: а почему бы нам и конфеты не делать в России? Бонетти и в этом стал нашим партнёром: по джентльменскому соглашению он обязался поставить производственные линии, а мы строили цеха. Про бренд тогда никто не говорил, но подразумевалось, что это будет та же итальянская марка.
В самом начале 1998 года мы выкопали котлован в Одинцовском районе, заложили фундамент. Но тогда же я начал понимать: итальянец предлагает старые технологии. У Бонетти не было злого умысла, просто он всегда на всём экономил. Увидев изношенное, купленное за копейки оборудование на его итальянской фабрике, я понял, что и в России он захочет сделать что-то подобное. Такого я допустить не мог, поэтому стал думать, как договориться с ним и купить новые линии.
Тут-то и грянул августовский дефолт. Бонетти испугался и отказался от проекта. С одной стороны, новость приятная. С другой — ситуация патовая: на дворе кризис, все наши свободные деньги зарыты в земле, производства нет, партнёра тоже. Корпуса в Одинцове уже были построены, но, естественно, их невозможно было продать. В других наших бизнесах положение тоже было шаткое: товар у нас был импортный, покупали за доллары, продавали за рубли, часть денег вообще зависла в банке. В общем, хаос.
Сориентировались мы молниеносно: всё, что оставалось, инвестировали в строительство, даже взяли небольшой кредит на Западе. Я понимал, что останавливаться нельзя: это как упасть в горную реку: нужно закусить губу и плыть, остановишься — лишишься последних шансов выжить. Мы стали бороться. Откуда-то сразу взялись драйв, решительность. Как только появлялись какие-то деньги, мы тут же перебрасывали их на стройку.
Но вопрос с оборудованием оставался открытым. Это была существенная часть инвестиций, и таких денег мы бы не достали — нужен был новый партнёр. Случайно, всего через месяц после начала кризиса, приятель познакомил меня с владельцем Tetra Pak, который заинтересовался проектом.
Я повёз его на фабрику. Стоя у недостроенного корпуса, он спросил: «Какой ты видишь компанию через пять лет?» «Самой известной в России», — ответил я. Он обещал подумать. Через пару дней он согласился дать деньги и войти в бизнес.
Источник: https://markus.spb.ru/vip/korkunov.shtml
4. Сергей Галицкий - основатель продуктовой сети «Магнит». Об экономическом кризисе 2008 года.
Вот будет человек жить 500 лет, тогда он научится рассчитывать цикличность кризисов, накопит достаточно опыта борьбы с ними, и всегда будет во всеоружии. Опыт прошлого кризиса сейчас бесполезен, потому что он был совсем другой. В любом случае, пока что лишь успеваешь делать самое необходимое, выживаешь как-нибудь, для этого нужен лишь оптимизм. Оптимизм не приходит с опытом. Я предприниматель, значит, мне оптимизм присущ по природе. Нельзя делать дело, не веря, что оно получится. Вот я занимаюсь продуктовым ритейлом, и знаю, что это дело вечное. Люди ели, едят и будут есть. Как потребляли свои две тысячи калорий, так и будут потреблять. Ничто не подсказывает мне, что продукты кончатся. Коровы доятся, семечки давятся, свиньи режутся — все хорошо.
Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=690544
5. Владимир Мельников - владелец компании «Глория Джинс». Об экономическом кризисе 2008 года.
«Глория Джинс» все время живет в состоянии кризиса. Поэтому настоящий кризис нас касается меньше всего. Что мы будем делать? Мы будем пересматривать бюджет. По нашему опыту, чтобы хорошо пережить кризис, нужно иметь правильные каналы дистрибуции и понизить цены на реализуемую продукцию на 30%. Чтобы иметь при этом достаточную прибыль для бизнеса, нужно сокращать издержки, в том числе сокращать количество сотрудников. Во времена роста и спокойной жизни на десятилетней халяве в каждой компании накопилось от 20% до 50% термитов. Пришло время выковыривать их из щелей и отправлять на вольные хлеба.
Мы также пойдем к нашим поставщикам сырья, к контрагентам и партнерам и будем говорить с ними о снижении цены: во-первых, на арендные ставки в рознице, во-вторых, на коммунальные услуги (свет, вода) и прочие расходы. Мы снизим цены на нашу продукцию до 30% и попробуем работать на более низкой марже. Собственно, практически то же самое, что мы делали в 1998-м.
Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=690544
6. Михаил Гончаров - основатель сети быстрого питания «Теремок — Русские блины». Об экономическом кризисе 1998 года.
Свой нынешний бизнес я начал как раз после кризиса 1998 года, и это была вынужденная мера. До того я торговал. У меня был капитал где-то $500 тыс., а уже к концу августа 1998-го, за вычетом долга, он скукожился до $30 тыс. Три недели я горевал. Поскольку не пью, занимал себя, чем мог: жаловался на каких-то форумах, гневался, спал. Но довольно быстро понял, что к моей дальнейшей жизни все это имеет мало отношения и как-то мало способствует будущему процветанию. Тогда я подумал, сел за компьютер и стал писать бизнес-план. Идея с фастфудом была у меня давно: я знал, что качественный отечественный фастфуд — именно то, что будет востребовано. Но чтобы реализовать эту идею, мне действительно нужен был кризис. Кризис — это ведь очищение, это просветление! Внимательно присмотритесь к людям, которые говорят, что деньги дают свободу. У этих людей денег нет. Владельцы бизнеса знают, что бизнес закрепощает, порабощает. Свободу дает кризис. Вот это настоящая свобода — как следует подумать, как следует подготовить и как следует сделать. Нужна только воля победить нытье. Понятно, что сейчас ситуация другая: начинать малый бизнес сложнее, поскольку за десять лет многие ниши оказались заняты сетевыми структурами. Но все равно можно что-то придумать.
Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=690544
Я считаю, что воля и жгучее желание добиться успеха - главные союзники в достижении наших целей. Всегда можно найти своё место в любой нише, было бы только желание. Кризис 2022 года замечателен тем, что открывает дорогу российским компаниям занять освободившиеся места - ни это ли подарок судьбы?
Ну и на последок, приведу список отраслей, в которых на сегодняшний день я вижу огромный потенциал развития:
- Пищевое производство
- Сельскохозяйственное производство
- Текстильная промышленность
- Литьё металлов
- Всё, что связано с IT- технологиями
Дорогой мой читатель, я буду очень надеяться, что моя статья поможет тебе поверить в себя или замотивировать на дальнейшие действия. Ведь если смогли они - сможешь и ты. И не важно сколько раз ты упал, важно сколько раз ты поднялся!
Я также, буду весьма признательна, если вы захотите в комментариях указать, какие ещё российские предприниматели сумели построить успешный бизнес во время кризиса, или дополнить список отраслей, в которых видите потенциал в ближайшее время.
Всем добра и процветания!