Признаюсь, я задумал эту статью ещё до Олимпиады в Пекине, когда все средства массовой информации в один голос заранее объявляли Камилу Валиеву олимпийской чемпионкой, восхваляли её как только можно, совершенно забывая, что вообще-то Валиева борется не с иностранными соперницами, а с двумя другими российскими фигуристками.
Разумеется, многие, не только Урманов с Плющенко, понимали, что Валиева не так хороша, как её пытаются выставить, и победить её возможно.
В Трусову, откровенно говоря, я не верил – врать не буду, но в том, что Анна Щербакова даст Камиле бой, я не сомневался. Более того, сразу после объявления решения ФФКР об отказе от замен в командном турнире, моя уверенность, что Валиева "исполнит Липницкую", а Щербакова "повторит олимпийскую Сотникову", только усилилась.
Целью задуманной статьи изначально было наглядно показать, что никакая Камила Валиева не «поцелованная инопланетянка» - она очень сильная фигуристка, но всего лишь звено в цепи непрекращающейся эволюции женского одиночного катания. Ведь женское фигурное катание в последнее время не стоит на месте, а развивается бурными темпами, в России - даже очень бурными. Особенно в последние несколько лет, когда на сцену вышла Этери Георгиевна Тутберидзе. Впрочем, всё российское женское одиночное катание после Сочи-2014 совершило гигантский скачок. За Липницкой, Сотниковой и Туктамышевой пришла Медведева, за Медведевой - Загитова, за Загитовой - Щербакова, Косторная и Трусова, за нами – Валиева, но за Валиевой идут те, которые превзойдут и её – Акатьева, Петросян и так далее. Но ведь по техническому арсеналу в 15 лет Анна Щербакова была, как минимум, не слабее, а во многом даже превосходила 15-летнюю Валиеву. Просто условия у них были разными.
И вот, когда я уже собрался было это доказать, в самый момент апофеоза прославления Валиевой, когда о существовании Анны Щербаковой и Александры Трусовой СМИ уже даже и не вспоминали, вдруг случился псевдодопинговый скандал. Статья показалась неуместной и несвоевременной, и писать я её не стал.
Олимпиада закончилась безоговорочной победой Анны Щербаковой. Это вроде бы все признали, но обработанные годичной пропагандой отдельные фанаты Камилы Валиевой вдруг начали себя вести даже хуже, чем фанаты Александры Трусовой, скатываясь, порой, до откровенного хамства и оскорблений. И чёрт бы с ними с фанатами, но нет-нет, да и проявляются "специалисты" да прочие публичные люди, которые начинают оспаривать результаты Олимпиады, ссылаясь на то, что Валиева якобы проиграла только из-за давления на фоне найденного в её организме запрещённого вещества. Это, разумеется, не так – она бы всё равно проиграла Анне Щербаковой, но в этой статье это доказывать я не буду (в другой раз).
Цель статьи осталась той же, но с некоторыми поправками на свершившееся. Она по-прежнему заключается не только в том, чтобы показать, что Аня была нисколько не слабее Камилы в её возрасте, а даже превосходила, но и в том, чтобы развеять ошибочное мнение о том, что Камила Валиева являет собой нечто уникальное в мире фигурного катания, ведь его создание принижает достижения не только Щербаковой, но и других российских фигуристок, которые побеждали до и которые будут побеждать после. Иначе ведь получается, что достаточно просто создать общественное мнение и даже выигрывать ничего особо не надо.
А что может быть лучше, чем сравнение технического потенциала фигуристок в дебютном сезоне, то есть когда обеим было по 15 лет, ведь мы прекрасно знаем, что, к сожалению, это тот самый возраст в женском одиночном катании, в котором легче всего выигрывать!
Но, начнём с очевидного: Валиева является далеко не первой и уж тем более не единственной фигуристкой, которая начала исполнять прыжки в четыре оборота. Любая из двух других российских фигуристок, присутствовавших на Олимпиаде (а на тот момент нас практически пытались убедить, что они просто присутствуют при заранее победившей Валиевой), которую бы поставили в произвольную в командный турнир, оказалась бы первой среди женщин, выполнившей на Олимпиадах прыжок в четыре оборота. Это все любители фигурного катания прекрасно понимают. Даже те, кто болеют за Валиеву. Так что, все эти вопли о том, что Валиева первой исполнила четверной на Олимпиадах – аргумент лишь для тех, кто фигурное катание смотрит раз в четыре года и в Пекине никак не мог понять, почему Загитова и Медведева на трибунах, а не на льду.
При этом мы не должны забывать, что первопроходцами в системном исполнении нескольких прыжков в четыре оборота в одной программе у женщин стали Анна Щербакова и Александра Трусова. Причём выполняли они старшие четверные – Лутц и Флип, в то время, как Валиева выполняет только младшие - Сальхов и Тулуп. Даже по стоимости этих прыжков видна ощутимая разница в сложности: соответственно 11,50; 11,00; 9,70 и 9,50.
Конечно, Щербакова и Трусова были не первыми в женском одиночном катании, кто замахнулся на прыжки в четыре оборота.
Первой в женском сегменте ещё три десятилетия назад, на Чемпионате мира 1991 года, пыталась исполнять четверные Сурия Бонали, даже два в одной программе, но из этой затеи ничего не вышло. Первой засчитанный четверной прыжок – Сальхов в четыре оборота – исполнила в Финале Гран-при 2001-2002 японка Микки Андо. Правда, это соревнование было на юниорском уровне, а не на взрослом. На взрослом Чемпионате мира четверной, опять же Сальхов, первой чисто выполнила ученица Тутберидзе Элизабет Турсынбаева. Случилось это 22 марта 2019 года. То есть, мы видим, что практически за 28 лет после первой попытки Бонали женщины так толком и не научились исполнять четверные. Мы видели лишь единичные заходы и, как правило, неудачные.
Но же теперь? После четверного Турсынбаевой не прошло и трёх лет, а на прошедшем в декабре прошлого года Чемпионате России восемь (!!!) фигуристок пошли на четверные, пятеро из них успешно! Причём ни двумя, ни даже тремя четверными в России никого уже не удивишь. (Да, в мире с этим делом, конечно, сильно отстают, но это их проблемы.)
И такое нынешнее обилие четверных (а ведь ещё Акатьева не пришла во взрослые) наглядно показывает, что в своих дебютных сезонах Анна Щербакова и Александра Трусова, с одной стороны, и Камила Валиева, с другой, стороны находились совершенно в неравных условиях.
Достаточно сказать, что именно Анна Щербакова первой на взрослых соревнованиях исполнила четверной Лутц 14 сентября 2019 года на Lombardia Trophy 2019. Она же первой исполнила два четверных Лутца в одной программе – 20 октября 2019 года на Skate America 2019.
Кроме неё, в сезоне 2019/20 четверные реально исполняла только Трусова. И когда нам оппоненты будут говорить, что, дескать, Щербакова и Трусова в 15 лет не всегда чисто исполняли свои программы, то учитывать нужно означенное обстоятельство – они тогда в этом направлении являлись первопроходцами. Им было гораздо сложнее, чем фигуристкам, которые выполняют четверные сейчас. Можно сказать, что на них Тутберидзе испытывала свою систему по созданию фигуристок со стабильным исполнением нескольких прыжков в четыре оборота. А потом постепенно начали подхватывать остальные российские тренеры, но, разумеется, с меньшим успехом.
Да, Валиева стала первой в истории фигуристкой, исполнившей в одной программе четверной прыжок и тройной Аксель. Но когда Ане было 15-16, существовала чёткая градация: либо ты владеешь тройным Акселем, как Алёна Косторная, либо четверными, как Аня с Александрой. Хотя мы знаем, что и у Трусовой, и даже у Туктамышевой были попытки совместить триксели с четверными, но они оказывались неудачными.
Через два года Тутберидзе уже наработала достаточно материала, чтобы успешно соединить тройной Аксель с четверными в одной фигуристке. А если ещё вспомнить, сколько внимания уделялось работе именно с Камилой, то неравное положение лишь усугублялось. Ведь Аня в 14-15 была одной из трёх ведущих учениц у Тутберидзе. Хотя почему из трёх? Из четырёх – не забываем о Загитовой, которая закончила только по ходу сезона 2019/20.
Но всё это слова и наши оппоненты на них никак не отреагируют. Поэтому придётся их ткнуть носом в цифры, а статистика, как известно, знает всё.
Давайте возьмём нечто, что можно сравнить из дебютного сезона Щербаковой и дебютного сезона Валиевой. Чемпионат России подойдёт в самый раз.
С одной стороны - победный для Ани Чемпионат России 2020 и, с другой стороны - победный для Камилы Чемпионат России 2022.
Чтобы развеять все сомнения предлагаю сравнить техническую базу в произвольных программам.
Почему именно в произвольных? Это вполне очевидно, ведь Камила владеет тройным Акселем, а Аня нет, поэтому в короткой у Камилы техническая база заведомо будет выше, ибо четверные-то запрещены. Но ещё раз повторю, фигуристки находились в разных условиях – ну не прыгали ещё два-три года назад тройной Аксель и четверные в одной программе! Если бы Щербакова родилась на два года позже, Тутберидзе бы и её научила тройному Акселю, но в те времена в этом просто не было необходимости, и наработанного материала не было.
Важное дополнение: предложенные для сравнения произвольные программы были лучшими прокатами соответствующих сезонов для той и для другой.
Итак, техническая база в произвольной у Анны Щербаковой на Чемпионате России в конце декабря 2019 года, составляла 87,48. У Камиллы Валиевой на Чемпионате России в декабре 2021 года техническая база составляла 86,07.
У Ани она больше. Кто-то скажет (а ведь скажут обязательно), что у Камилы оценки выше, у Ани не всегда были в том сезоне чистые прокаты, но опять же в тысячный раз мне придётся повторить, что тогда по сути дела только начинали системно прыгать четверные. Разумеется, базовая стоимость элементов – это ещё не все. Нужно ещё исполнять, а не так, как Трусова: не умением, а числом (на том, к слову, Чемпионате России база Трусовой была на порядок ниже). Но ведь, если Аня и ошибалась по ходу своего дебютного сезона, то связано это было как раз с освоением чего-то никем до этого ещё не исполняемого, а не с системными проблемами в технике, как у Трусовой, которые так до сих и не исправлены и вряд ли уже когда-нибудь будут исправлены.
Да и разница в баллах за технику не такая уж и большая, особенно с учётом того, что Щербаковой в 15 ставили то, на что она накатала, а Валиевой – то, на что её напиарили. К тому же, не забываем, что Аня к тому моменту уже успела получить тяжёлую травму – перелом ноги, после которого перестала прыгать четверной Тулуп, а ведь она и его исполняла.
Теперь давайте посмотрим отдельно на прыжковые элементы. Почему именно на прыжковые элементы? Потому что во вращениях и хореографической последовательности сравнивать нечего – их базовая стоимость абсолютно одинаковая у обеих фигуристок. А что же касается дорожки шагов, то Ане тогда судьи засчитали третий уровень, и она по сравнению с Камилой потеряла 0,60 балла. Однако, во-первых, мы прекрасно знаем, как технические специалисты зачастую выставляют уровни на дорожках шагов, что не всегда сами судьи могут понять, почему здесь уровень третий, а там четвёртый, а во-вторых, третий уровень на дорожке шагов у Ани в этой конкретной программе вовсе не означает, что она не умела исполнять дорожку шагов на четвёртый.
С этим разобрались, поэтому перейдём для пущей наглядности к сравнению отдельно каскадов и отдельно сольных прыжков Щербаковой и Валиевой от более дорогих к менее дорогим (* - обозначены элементы с коэффициентом 1,1, выполненные во второй части программы – для тех, кто не знает, таких прыжковых элементов по ныне существующим правилам может быть только три).
Каскады
Щербакова:
4Lz+3T (четверной Лутц+тройной Тулуп) 15,70
3Lz+3Lo (тройной Лутц+тройной Риттбергер) 11,88*
3F+1Eu+3S (тройной Флип+ойлер+тройной Сальхов) 11,11*
Итого: 38,69
Валиева
4T+1Eu+3S (четверной Тулуп+ойлер+тройной Сальхов) 15,73*
4T+3T (четверной Тулуп+тройной Тулуп) 13,70
3F+3T (тройной Флип+тройной Тулуп) 10,45*
Итого: 39,88
Сольные прыжки:
Щербакова
4Lz (четверной Лутц) 11,50
4F (четверной Флип) 11,00
3Lz (тройной Лутц) 6,49*
2A (двойной Аксель) 3,30
Итого: 32,29
Валиева
4S (тройной Сальхов) 9,70
3A (тройной Аксель) 8,00
3Lz (тройной Лутц) 6,49*
3Lo (тройной Риттбергер) 4,90
Итого: 29,09
Сумма всех прыжковых элементов:
Щербакова - 70,98
Валиева - 68,97
Что же мы видим? По прыжковым элементам 2,01 в пользу Щербаковой. Заметьте, тройной Аксель Валиевой не способен перебить более сложные четверные Щербаковой и её коронный каскад 3Lz+3Lo.
При этом небольшое преимущество Валиевой в каскадах в 1,19 балла достигается за счёт того, что в двух каскадах у неё используются четверные (4T), а у Ани только в одном (4Lz). По два каскада и у той, и у другой исполнены во второй части программы, но Аня выполнила во второй части сложнейший каскад 3Lz+3Lo, который и мужчины-то делают нечасто, чем практически и нивелировала разницу, созданную четверными.
В сольных прыжках у Щербаковой преимущество аж в 3,20. Она исполнила два четверных (4Lz, 4F), а Валиева – один (4S) плюс тройной Аксель. Но два четверных Щербаковой дали 22,50 балла, а четверной Сальхов и тройной Аксель Валиевой – 17,70. И тут даже преимущества тройного Риттбергера Валиевой над двойным Акселем Щербаковой в 1,60, Камиле не хватает.
Теперь предлагаю сравнить весь прыжковый набор, без учёта ойлеров и надбавок за вторую часть, считая все прыжки, как сольные (от более дорогих к менее дорогим):
Щербакова – Валиева:
4Lz (11,50) - 4S (9,70)
4Lz (11,50) - 4T (9,50)
4F (11,00) - 4T (9,50)
3Lz (5,90) - 3A (8,00)
3Lz (5,90) - 3Lz (5,90)
3F (5,30) - 3F (5,30)
3Lo (4,90) - 3Lo (4,90)
3S (4,30) - 3S (4,30)
3T (4,20) - 3T (4,20)
2A (3,30) - 3T (4,20)
67,80 - 65,50
То есть, общий базовый набор прыжков у Щербаковой на 2,30 выше!
У Ани два четверных Лутца и четверной Флип. У Камилы четверной Сальхов, два четверных Тулупа и тройной Аксель. Но при этом Аня выполняет ещё и два тройных Лутца, а Камила – только один. Программа Ани была простроена на более сложных Лутцах (два четверных и два тройных) и Флипах (четверной и тройной), в то время как у Камилы на более простых Тулупах (два четверных и два тройных) и Сальховых (четверной и тройной).
Эти основные шесть прыжков Щербаковой имели базовую стоимость в сумме 51,10.
Эти основные шесть прыжков Валиевой имеют базовую стоимость в сумме 41,40.
И тут даже 4,70 преимущества тройного Акселя перед двойным ситуацию не меняют.
В общем, цифры наглядно показывают, что в свои 15 лет Щербакова, несмотря на тяжёлую травму и на то, что она была первопроходцем, базово технически была сильнее, чем Валиева, на которую ставили и которую продвигали.
Но чтобы не сложилось впечатление, что я специально выбрал для сравнения чемпионаты России, где у Ани база была выше, замечу, что сравнить мы можем ещё только чемпионаты Европы – других одинаковых турниров просто не было.
Обе свои произвольные на соответствующих чемпионатах Европы, в 2020 у Щербаковой и в 2022 у Валиевой, откатали не лучшим образом с практически идентичной базовой стоимостью: 78,60 - Щербакова и 78,70 - Валиева. При этом дорожку шагов Ане опять засчитали на третий уровень, то есть по прыжкам Аня превзошла Камилу и здесь. Смысла просчитывать эти программы не вижу – они были не очень удачными, с потерями в базовой стоимости у обеих, поэтому не дают такой подробной информации для сравнения, как предложенные чемпионаты России.
Будь Аня и Камила ровесницами, у психологически не очень устойчивой Валиевой было бы не так много шансов в борьбе с Щербаковой, с её стальным характером, в том числе и потому, что Камиле некому бы было подражать. Ведь только слепой может не видеть, что в представлении программ, в движениях и даже в мимике Валиева выполняет тренерские установки по наработанному ранее Щербаковой материалу. Плюс годичный пиар играет свою роль и на судей. Когда они ставят Валиевой оценки за компоненты, складывается впечатление, что на лёд даже не смотрят. На рассматриваемом Чемпионате России оценки за компоненты Валиевой были просто за гранью здравого смысла. В 15 лет Щербаковой так компоненты никто не задирал. Это мы должны учитывать при сравнении, но это уже тема для отдельного разговора.
Вывод же из настоящей статьи однозначный: технический потенциал пятнадцатилетней Анны Щербаковой превосходил технический потенциал пятнадцатилетней Камилы Валиевой.
© Ратибор Волхов, 09.03.2022