Найти тему

Ремонт по принуждению

Падение курса рубля и закрытие границ для поставок в Россию европейских товаров привело к ажиотажному спросу на стройматериалы и инструменты для строительства и ремонта. За прошедшую неделю спрос на некоторые категории вырос более чем на 120%, средний чек в сетях увеличился на 27-70%. (материал Forbes.ru)

фото из интернетов
фото из интернетов

В последние пару недель, российские DIY-ретейлеры (от англ. do it yourself — «сделай сам») работают в ускоренном темпе. В среднем, продажи и трафик в магазинах стройматериалов и инструмента за это время выросли на треть.

В «Леруа Мерлен» в последнюю неделю февраля спрос увеличился в среднем на 30-50% (в зависимости от категорий) по сравнению с последней неделей января, по отдельным категориям, например напольным покрытиям, вырос на 124%, по сантехнике — на 102%.

По статистике, опубликованной Forbes, наибольший спрос наблюдается в категориях дорогих товаров. «Люди в основном инвестируют в крупные товары, такие как кухни, техника, напольные покрытия, — то, что требует значительных затрат».

«Спрос на товары для ремонта ажиотажный — в категориях сантехники почти в два-три раза. Больше всего люди скупают дорогой товар, так как ожидают сильного роста цен», — подтверждает пожелавший остаться анонимным представитель одного из крупнейших маркетплейсов, торгующих в том числе DIY-ассортиментом.

В приложении «Яндекс.Цены», которое фиксирует ценовую динамику, в феврале средняя цена за душевую стойку немецкого бренда Grohe (модель Euphoria XXL) у всех продавцов, подключенных к каталогу «Яндекса», составляла 53 000 рублей, а в марте она выросла до 62 760 рублей. Другой пример — перфоратор японского производителя Makita, цена которого за первые три дня марта практически удвоилась: с 40 236 до 75 213 рублей. В пресс-службе «Яндекс.Маркета» отказались комментировать происходящее, «чтобы не нагнетать обстановку».

Вырос и средний чек в сетях по сравнению с прошлой неделей: на 70% — в онлайн-гипермаркете «ВсеИнструменты.ру», на 36% — в онлайн-магазине «Петрович», на 27% — в сети «220 Вольт». Рост среднего чека также отмечают в «Леруа Мерлен», но это «очень сильно зависит от категории», подчеркивает Марина Фытова. «По нашим данным, наибольший спрос в сегментах электроинструменты, товары для сада и дачи, сантехника, силовая техника, автогаражное оборудование, станки». По мнению источника, цены на эти и другие категории, по его прогнозам, могут подняться еще на 10-30% из-за роста курса валют и удорожания логистики.

фото из интернетов
фото из интернетов

«DIY-сегмент достаточно сильно зависит от импорта в части сырья и технологического оборудования. Если даже речь идет о строительной химии (клеи, герметики, грунтовки, монтажная пена, различные связывающие составы), то сырье для их производства чаще всего все равно из-за границы, преимущественно из Европы и США», — комментирует генеральный директор компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров корреспонденту Forbes. В «Infoline-Аналитика» оценивают весь российский DIY- рынок в 2021 году в 2 трлн рублей.

Повышение цен на товары с высокой сырьевой составляющей — неизбежно, в течение какого-то периода цены на товары будут нестабильны. Это связано с ростом цен на материалы, изменением ставки рефинансирования Центробанка и изменением курса валют.

«Текущая ситуация с курсом подталкивает покупателей вкладывать оставшиеся средства в товары, — считает управляющий партнер группы компаний «220 Вольт» Алексей Федоров. — Нельзя сказать, что мы наблюдаем панический спрос, но спрос повысился на те позиции, продажи которых сложно объяснить иначе».

Российско-китайская альтернатива

Серьезные проблемы  для рынка создает и закрытие бизнеса в России западных компаний в связи с геополитической обстановкой. За последнюю неделю значительная часть европейских поставщиков остановила отгрузки в Россию, многие российские представительства перешли на 100% предоплату или вообще отказываются от поставок, пока курс не стабилизируется, описывает текущую ситуацию Федоров. Из-за массовых просрочек платежей со стороны российских партнеров «220 Вольт» вынужден был также перейти на работу по предоплате.

Добавляют нервозности и транспортно-логистические компании, заявившие о приостановке доставки  контейнеров в Россию. «Контейнеры, которые успели попасть на территорию Российской Федерации, доедут до адресата, но велика вероятность, что это будут последние инструменты в ближайшей перспективе», — говорит управляющий партнер «220 Вольт».

В компании отменили все акции и скидки, стараясь сохранить запасы. «Склады сложно назвать полными. С учетом повышенного спроса запасов хватит на несколько месяцев. Потом отрасль встанет, а ремонтникам придется возвращаться к простейшим ручным инструментам.

Хотя многие европейские бренды заявили о приостановке поставок в Россию, импорт из Китая пока идет в нормальном режиме.  Альтернативой западным брендам так же можно рассматривать отечественных производителей, и поставщиков из других стран, не присоединившихся к санкциям.

В меньшей степени сложности испытывают сети, у которых доля импорта небольшая. В «Леруа Мерлен» более 70% продаж сети обеспечивают товары, произведенные в России. За последние годы компания научилась гибко работать и быстро менять ассортимент, подстраиваясь под изменения рыночной ситуации и потребности клиента, кроме того, началась активная работа над поиском поставщиков, которые смогут заместить импортные товары, по которым мы видим возможность прекращения поставок.