В фондах нашего музея хранится картина «Праздник русской зимы в Можайске», где изображены масленичные гуляния на городской площади возле Можайского кремля. Её автор – младший представитель можайской династии – Игорь Иванович Горохов. Он написал это произведение в 1974 году. В те советские годы уже привычную ныне нам Масленицу именовали «Проводами русской зимы», именно этот праздник и изобразил художник. Точно, как и сейчас, празднование включало в себя состязания в силе и ловкости, катания на санях, угощение блинами и сжигание чучела уходящей зимы.
Проводы зимы пользовались огромной популярностью, каждый в этот день находил развлечение по душе: сильные и ловкие покоряли деревянную горку, смазанную воском, влезали на масленичный столб, поднимали тяжести, дети и взрослые пели песни, водили хороводы, участвовали в массовых играх.
Праздник Масленицы ведёт свою историю еще с языческих времён. Это был Солнечный праздник. Пережившие долгую тяжёлую зиму крестьяне радовались приходу весны и пекли круглые румяные лепёшки в честь весеннего солнца. Сам праздник приходился на день весеннего равноденствия. А с приходом на Русь христианства он трансформировался в Масленичную неделю, последнюю перед Великим постом, когда не дозволялось есть мясо, но полагалось есть молочные продукты и масляные блины. Перед постом полагалось вдоволь наесться, шумно повеселиться и вкусить земные блага, отдавая дань телесным интересам и маленьким человеческим слабостям перед предстоящим душевным и физическим очищением.
Интересна и традиция сжигания Масленицы. Сейчас это просто интересное и яркое зрелище, а в древние времена это действо также имело особый смысл. Сжигание чучела у славян означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего, а затем и возрождение чего-то нового, когда все плохое оставалось в ушедшем, а хорошее, вместе с весенним Солнцем, оставалось с празднующими. Именно поэтому в последний день Масленицы нельзя было грустить и сидеть дома, нужно было принимать участие во всеобщем гулянии.
Игорь Иванович Горохов живо изобразил на своей картине массовое веселье и все традиционные увеселения этого дня. Не желая оставаться в стороне от праздника, он изобразил на картине и себя в крестьянском тулупе, принимающим угощение из рук девушки в розовом платке. Живописец талантливо отразил на своём полотне преемственность богатой русской истории – здесь мы видим не только советский праздник проводов зимы, но и древнее народное празднование встречи весеннего Солнца, позже ставшего христианской Масленицей.
Материал подготовлен специалистом филиала Бородинского музея В. Порватовой.