Недавно я выложил график фантастического роста ВВП на душу населения в Иране и задал читателям вопрос о возможных источниках этого роста.
График построен на данных МВФ. Иран — зеленая линия, мощнейший рывок за последние 3 года виден невооруженным глазом. Получается, что Иран в 2020 году догнал Россию по ВВП на душу населения, а в 2021 году вырвался вперед — 12,73 тысячи долларов у них против 11,27 тысячи у нас.
Так уж получилось, что как раз в 2018 году — на старте этого рывка — Иран был обложен санкциями по самые мама не балуй. Тут вам и нефтяное эмбарго, и отключение банков от международной системы расчетов, и прочая, и прочая… Сейчас против Ирана в сумме введено 3616 ограничительных мер — больше, чем против Сирии и Венесуэлы вместе взятых.
Так откуда же рост в таких условиях?
Версии выдвигались самые разные
Пожалуй, один из самых частых ответов — ориентация иранских элит на интересы страны, а не собственного кошелька. Инвестиции не в яхты и виллы за границей, а в развитие национальной экономики. Жаль вас разочаровывать, но богатые фоточки иранских наследников в соцсетях разбивают эту версию в пух и прах. Коррупционная составляющая в Иране до сих пор сильна, просто их молодняк не мелькает у нас перед глазами так, как наш. Хочется, конечно, верить в лучшее, но…
Одни иранцы живут так:
А другие вот так:
Еще один популярный ответ — иранцы развивали производства вместо того, чтобы выводить деньги в оффшоры. Научились не только продавать сырье, но и производить товары с высокой добавленной стоимостью. Отчасти это правда: санкционное давление вынудило Иран стимулировать производственный сектор. Но пока все это на уровне попыток слезть с трубы и видимого эффекта давать не может. Если и будет такой эффект, мы его увидим только в 2023-2025 годах. В целом, нам есть чему поучиться у иранцев, разберем этот момент в следующих статьях.
Третий по частоте вариант — иранцы как-то обходят санкции. Да, так и есть. Обходят. И нефть свою продают, несмотря на эмбарго. Но все это не настолько массово, чтобы давать видимый скачок подушевого ВВП. Обходя санкции, обеспечить рост продаж нереально ни в физическом, ни в денежном выражении.
Логичная версия — рост цен на нефть. Как он влиял на подушевой ВВП Ирана в прошлом — тоже хорошо видео на графике. Фантастического прироста не было тогда и не может быть сейчас.
Высказывались предположения, что Ирану помогает Китай, что у них низкие ставки по кредитам, искусственный курс доллара… Да, Китай считает Иран зоной своего влияния, но мощных инвестиций из Поднебесной я в отчетах национальных статистиков не вижу. Мелочевка идет, но почти двукратный скачок ВВП она не объясняет. Ключевая ставка иранского центробанка — 18%, о дешевом кредите говорить не приходится. Об искусственности валютного курса трудно судить по официальной статистике, но, скорее всего, да, местную валюту поддерживают.
Жаль, но абсолютно правильного ответа я не увидел. Разгадка проще, чем можно было ожидать.
Источник роста — инфляция
На представленном выше графике ВВП на душу населения в текущих ценах. Он представляет собой общую стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, в текущих ценах, деленную на среднюю численность населения за тот же год.
Растут цены в стране — растет показатель. Как только Иран обложили санкциями, цены пошли вверх. Нормой стала инфляция 30-40%. Если взять валовый национальный доход на душу населения, подсчитанный Всемирным банком в текущих долларах по методу Атласа, мы увидим вовсе не рост, а падение:
А знаете, что самое забавное? Именно на подушевой ВВП в текущих ценах МВФ ориентируется, выдавая статус развитой экономики. И если иранцам удастся разнообразить структуру экспорта, у них есть все шансы получить этот статус. Ну что, будем болеть за Иран?