Автор: Hoomkeen
Переворот Гелимера в Вандальском королевстве не привел страну к обещанной им военной славе - новоиспеченный король не мог остановить набеги варваров. Власть вандалов сократилась до небольших областей вокруг опорных пунктов на побережье Средиземного моря, а все внутренние земли уже давно стали жертвой африканских кочевников. Сложность обороняющимся вандалам добавило то, что когда-то при захвате Африки они решили срыть городские укрепления у всех городов, кроме Карфагена. Таким способом вандалы, грабящие людей Африканской провинции, старались предотвратить восстания, требующие долгой осады. Теперь небольшие города оказались беззащитны перед шайками разбойников из глубины континента.
Старая военная слава вандалов всё ещё внушала страх в соседей, но самим вандалам еле хватало сил на защиту сердца метрополии - что уж говорить об отдаленных провинциях, в которых чиновники вандалов стали вести совершенно независимую политику и перестали присылать налоги.
Поначалу Константинополь ограничился гневными письменными требованиями восстановить на троне свергнутого друга Юстиниана - Хильдериха, но вскоре выяснилось, что Византия прислала отряд военной поддержки в отколовшуюся от вандалов Ливию. Маленький отдаленный город восстал и переметнулся под крыло империи.
Один из чиновников империи прибыл на остров Сардиния, где местный начальник - гот по имени Года также объявил независимость от вандалов и предложил Византии помочь новому властелину Сардинии. Византия всегда была рада посеять раздор у соседей и Годе предложили прислать в подмогу офицеров и солдат империи. "Солдаты мне пригодятся - напыщенно ответил бывший раб, - а вот офицеры мне не нужны, у нас тут командиров хватает."
К большому сожалению для Годы время путешествия из Константинополя до Сардинии, решение оказать помощь, сбор отряда и его отправка затянулись, так что к 533 году вместо греков на остров прибыл вандальский флот и брат Гелимера по имени Цазон подавил восстание, убив Году и его сообщников.
Момент для усмирения Сардинии был выбран крайне неудачно - прямо в этот момент к Карфагену приближался имперский экспедиционный флот Велизария.
Император Юстиниан усмирив восстание Ника и заключив мир с персами на востоке обратил, наконец, своё пристальное внимание на Ливию. Обсуждение возможного похода показало, что советники императора полны сомнений - высказывались опасения, что в случае провала ущерб будет огромен, а в случае успеха прибыль ничтожна и сама Африка без контроля над Италией крайне уязвима из-за расстояния от Константинополя. После некоторых сомнений и повторных консультаций Юстиниан всё-таки решился на поход, так как кроме позора от потерянной провинции и жалоб ограбленных граждан к мести взывали священники - вандалы будучи арианами проводили жестокую политику гонений на никейцев. Монахи пророчили успех богоугодному делу.
Сам Юстиниан уже участвовал в одном далеком морском походе и успех той операции, возможно, добавлял ему надежды на благоприятный исход - Византия собрала небольшую армию где-то в 10000 солдат и примерно 5000 федератов, в том числе кочевников с севера. Флот где-то из трехсот судов обслуживали 30000 моряков, в основном египтян. В состав флота были включены 90 дромонов - боевых кораблей специально для морского сражения, ведь никто не забыл как вандалы раньше успешно громили Византию на море.
Во все века боевые корабли Византии звались дромонами, но дромоны VI века и дромоны XI века это совсем разные корабли. В те годы это были длинные быстрые корабли с одним рядом весел и с крышей, которая защищала гребцов от вражеских стрел и снарядов.
Итак, флот Византии отправился в поход летом 533 года. Преодолев множество трудностей, таких как, например, слишком "экономно" подготовленный к походу хлеб, который стал рассыпаться и плесневеть, отправив к праотцам около 500 солдат, даже не доплывших до Греческих островов, Велизарий прибыл на Сицилию, выяснив через шпионов, что вандалы совершенно не в курсе готовящегося похода, и основные их силы вообще уплыли прочь.
Сильно приободренный этими новостями, Велизарий направился к Африке. Проплыв Мальту, корабли попали в шторм, который сбил корабли с курса и армия вторжения оказалась у пустынного побережья в нескольких днях от Карфагена. Горячие головы предлагали сразу плыть в Карфаген, но Велизарий, внимательно следящий за настроением своей армии знал, что солдаты до смерти боятся встретиться в вандальским флотом, так что он решил для укрепления их морального духа высадиться на берег и идти к столице пешком, а флот пусть будет двигаться вдоль берега параллельно армии.
Вкратце расскажу ход самой войны.
Гелимер, трус и плут, возомнивший себя великим тактиком, в это время не был в столице а развлекался в Гермионе. Узнав про вторжение, первым делом он отдал приказ умертвить свергнутого им Хильдериха и его родственников. Далее он задумал операцию на окружение, причем своей главной армии он отвел удар в тыл наступаюшей армии. Два оставшихся небольших отряда должны были атаковать Велизария в лоб и с фланга.
Несогласованность действий вандалов привела к тому, что первыми с армией Велизария встретился брат Гелимера по имени Аммат. В схватке с передовым отрядом Аммат, лично возглавлявший нападение, был быстро убит, и его армия бежала, практически не начав боя. Отряд, который должен был напасть на фланг напоролся на конницу гуннов, которую Велизарий отправил охранять своё движение именно на такой случай. Гунны разгромили и уничтожили эту засаду. Сам же Гелимер, узнав о том, что его план окружения провалился, не стал воевать а просто шел вслед за Византийцами.
Велизарий, подойдя к Карфагену, увидел открытые ворота и радостно приветствующих его жителей. Вандалы, оставшиеся в городе, попрятались по церквям и молили о пощаде. Полководец не верил своей удаче, он даже не решился зайти в город, опасаясь засады - но тут в город вошел его флот, которого Карфагеняне радостно запустили, и таким образом, столица вандалов пала.
Карфаген находился в запустении, его стены, 95 лет не знавшие ремонта, частично обрушились, так что Велизарий обосновался в городе и начал оборудовать себе базу для затяжной войны - он занялся оборудованием крепости. Всё это время вдалеке бродила армия Гелимера (к которому с Сардинии спешно вернулся брат с основными военными силами королевства), и вандалы считали, что ведут осаду. Гелимер, со свойственной ему трусливой изобретательностью, приказал крестьянам Африки вести партизанскую войну и даже обещал платить за голову каждого убитого византийца... Наконец, когда Карфаген был укреплен, Велизарий вышел в поле, чтобы дать сражение.
Лагерь Гелимера был довольно далеко, так что вначале к нему добралась конница Велизария - 800 человек. Пока не стемнело кавалерия Византии схлестнулась с кавалерией вандалов - и в стычке был убит ещё один брат Гелимера - Цазон. Конница вандалов была разбита и бежала, а на поле сражения уже подходила греческая пехота...
Ночью Гелимер бежал, а утром, узнав об исчезновении короля, армия вандалов прекратила своё существование. То, что было военным лагерем, стало просто плачущими и бегущими в разные стороны мужчинами, женщинами и детьми. Войсква Велизария обнаружили в лагере несметные богатства, которые за сто лет вандалы награбили по всем прибрежным городам империи. Количество драгоценностей было так велико, что войска потеряли голову и утратили дисциплину. Если бы нашелся противник, он мог бы перебить разбредающихся воинов поодиночке, но никто уже не думал о сопротивлении. Королевство Вандалов прекратило существование.
Военные действия в Африке от момента высадки заняли три месяца, за все это время армия Велизария прошла где-то 150км. Вандальское королевство буквально рухнуло, по историческим меркам, мгновенно и от одного удара.
Впереди ещё будет поход на острова, где недоверчивые жители отказывались признавать власть Византии, пока им не покажут голову Цазона, экспедиция на запад, осада укрывшегося в горах Гелимера, переговоры с местными князьками береберов и много-много проблем, связанных с восстановлением разрушенного за 95 лет анархии хозяйства.
Об этом, а также про начало войны с готами я расскажу в продолжении...
А вот что было до этого:
История Европы в 500-550гг.