Данная статья относится к Категории: Творческое развитие юношей и девушек
А.Н. Лук, опираясь на «Закон регрессии к среднему уровню» Фрэнсиса Гальтона, высказал гипотезу, почему в современном мире дети не выбирают профессию родителей:
«В старину дети обычно избирали себе то же занятие, что и родители. Ныне, когда так много профессий, требующих очень высокого уровня интеллекта и специальной одарённости, пойти по стопам родителей зачастую невозможно.
Сын выдающегося филолога, как правило, не может стать выдающимся филологом. Сын талантливого авиаконструктора, хирурга или полководца не в состоянии заменить своего отца. Дочь гениального физика может блистать любыми качествами, кроме способностей к физике и математике. Дети писателей не обладают талантом, чтобы стать писателями. Потомки Нобелевских лауреатов не удостаиваются Нобелевских премии (исключения - дочь Пьера и Марии Кюри и сын Нильса Бора).
Интуитивно это понимали и раньше. А.С. Пушкин, размышляя о будущем пятилетнего сына, заметил в письме, что не желает ему идти по отцовской дороге, т. е. писать стихи и ссориться с царями («отца не перещеголяет и плетью обуха не перешибёт»).
Сын гениального шахматиста А. А. Алехина сообщил в газетном интервью, что не играет в шахматы, потому что фамилия его обязывает либо стать чемпионом мира (что маловероятно), либо держаться подальше от шахмат.
Закон регрессии к среднему уровню не утверждает, что потомство талантливого человека непременно вырождается. В очень небольшом числе случаев оно так же талантливо, как и родители; почти столь же редко вовсе бездарно. Чаще же способности потомства оказываются не на среднем уровне, а на полпути между средним уровнем и уровнем родителей. Дети писателей нередко становятся переводчиками, редакторами, журналистами, ибо их словесно-языковая одарённость зачастую выше средней.
Из закона регрессии к среднему уровню неотвратимо следует необходимость перемещения потомства из профессиональных групп, к которым принадлежат родители, в другие профессиональные группы, требующие более низкого или более высокого интеллекта или специальной одарённости. Можно подсчитать, какой процент сыновей и дочерей должен «подниматься вверх» и «спускаться» (примерно 30%)».
Лук А.Н., Психология творчества, М., «Наука», 1978 г., с. 47-48.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
Связь «творческого призвания» и социального престижа профессии по А.Н. Луку
+ Плейлист VIKENT.RU из 10-ти видео:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: БАРЬЕРЫ и ОБМАНЫ
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию № 283 17 апреля 2022 года (Воскресенье) в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Изображения в статье
#vikent_ru #социум #социальнаяпсихология #наука #ученые #молодежь #поколения #наследие #творчество