В начале марта мы с педагогами и режиссерами из Театра импровизаций имени Н.В.Демидова провели на педагогическом семинаре в Москве. Делиться своим мастерством в области театральной педагогики и режиссуры приезжал Вениамин Михайлович Фильштинский. Мастер, воспитавший Хабенского, Пореченкова, Раппопорт.
Ему 84 года, но он настолько горит тем, что делает, что диву даешься. Сколько в нем энергии и любви к своему делу. Он настолько игрив и непосредственен, словно ему не 84, а 4. Он любит актеров и готов им помочь всеми мыслимыми и немыслимыми путями добиться правды жизни на сцене. Не «играть театр», а жить! По-настоящему.
Вениамин Михайлович соединяет в себе школу Станиславского и демидовский подход к актёру. Критерий правды жизни на сцене - умение актера увлечься своим воображением и увлечь за собой зрителя.
Актеру предлагается по-настоящему жить воображаемой жизнью. Как психолог могу сказать, что наш мозг позволяет это делать. Ему неважно, видим ли мы что-то реально или представляем(воображаем). Физиология реагирует одинаково.
Наблюдать за работой Вениамина Михайловича одно удовольствие! Он настоящий мастер по добыванию художественной правды в процессе. Это даже можно сказать безупречно развитое чутьё на правду. Нетерпеливое, вдохновенное, увлечённое но бережное в своей сути. Выход из разговоров о смысле к самому смыслу. Ощущать верное!
А ещё мы учимся особенностям сотрудничества режиссёра и актёра, именно совместному творчеству. Узнали много интересных и важных приёмов для раскачки и раскрепощения актёра. Возникло очень очень живое чувство причастности к великому, которое можно извлечь из простых строк пьесы на бумаге. Настоящие переживания, жизнь на сцене. Наталья Ремарчук, режиссер театра
Глубина отдачи воображаемым обстоятельствам (тем, что написаны у автора) достигается за счет элементов «физической правды»: поставить на стол настоящую еду, сделать затемнение (если действие происходит вечером) и тп. Также важно внимательно прочитать текст автора. Там есть многое, что поможет актеру стать героем (обстоятельства жизни персонажа). А то что не написано можно и нужно достроить в свою новую биографию «этюдным методом», который практикует Фильштинский. Или «накоплением», которое практикуем мы в методике Демидова. Пьеса - кусочек жизни героя. Крайне важно, что было ДО. Это помогает понять судьбу человека.
С утра сегодня перекинулись с Вениамином Михайловичем парой фраз. Говорю: «Мы любители, не профессиональные актеры». А он говорит: «Ну и что? И любители бывают очень хороши!»
Руководитель Тетра импровизаций им. Н.В. Демидова А.Кутузова