Здравствуйте, дорогие читатели. И снова сегодня речь о перегруженности часами учителей, особенно – молодых специалистов. Понятно, что педагогов в школах не хватает. Все уже знают, что бегут они из своей профессии, потому что прожить на 12 тысяч рублей просто невозможно.
Само собой разумеется, что такое не происходит в столичных и некоторых других регионах, где платят достойно и относятся к учителю по-человечески. А когда на тебя в самом начале твоей учительской карьеры взваливают две ставки, да ещё и классное руководство, то далеко не каждый благополучно справляется.
Ведь было же заранее всё апробировано, проверено и утверждено – 18 часов в неделю для учителя – это норма. Никто не сбрасывал со счетов, когда рассчитывал размер ставки, подготовку к урокам, проверку тетрадей, общение с учениками и родителями, массу отчётности и возможное классное руководство.
Но в реальной жизни всё не так! Молодые учителя, не имея психологической закалки и «лошадиного», извините, здоровья, не выдерживают и жалуются коллегам ВКонтакте (конечно, почти всегда анонимно):
«МС, работаю второй год. В настоящий момент нагрузка 37 часов (пятидневка), классное руководство. И я не могу разобраться – выгорание это или профнепригодность?! Чувствую, что ничего не успеваю, что плохо готовлюсь к урокам (физически не справляюсь, нет сил, отсюда и желание пропадает), с классом, можно сказать, не работаю (помимо рутины). В совокупности – полное неудовлетворение собой, своей подготовленностью и даже знаниями. Сама деятельность мне нравится, но то, что я чувствую себя неуверенно из-за ряда перечисленных выше обстоятельств, меня заставляет думать о смене рода деятельности. Ощущение, что я устала, не могу и не хочу ни в чем разбираться, не хочу приспосабливаться к такой системе (старшие коллеги ехидно отмечают, что что-то рановато)…. Всегда, когда раньше задумывалась о своей профессии, думала о том, что мне важно качество, умение заинтересовать на каждом уроке. На деле – как дожить до вечера пятницы. Подскажите, может кто-то был в подобной ситуации? Как справлялись? К чему это привело? Анонимно, спасибо».
Крик души неравнодушного педагога. Уставшего и не знающего выхода из своей ситуации. Кто работает или работал в школе, тот поймёт, что усталость накапливается постепенно, и отказаться от навязанной администрацией нагрузки далеко не всякий сможет.
Да и в последнее время работать в школе на две и более ставки стало почти нормой. Но это ненормально! Я за тридцать восемь лет работы никогда не вела две ставки. Мне и не предлагали, потому что учителей хватало. А, если бы предложили, то я сомневаюсь, что выдержала бы долго. Вот и коллеги тоже так думают:
«Деточка, все мы немножко лошади". Это Маяковский сказал.
У Вас отец есть, мама, брат? Пусть Вам кто-нибудь скажет ласково: «Солнышко наше, ты не лошадь, так нельзя работать, можно упасть на мостовую».
Живём в сумасшедшем доме, люди! Деньги на лекарство пойдут, поймите. Что с Вами будет? Депрессия, слезы, апатия, вялость, конфликты. Мне пришлось однажды пойти на 32 часа, спрыгнула после 2й четверти. С тех пор ни-ни, упаси бог».
Молодым специалистам, тем более, работать с такой нагрузкой – это уничтожение себя – как личности и как учителя. Но в провинции в школах не хватает учителей из-за низкой зарплаты, а другую работу, даже за такую же зарплату, не найдёшь.
Да ещё и работу, которая выдержит локдауны, которую не потеряешь в случае чего. Были бы другие варианты, в школах вообще никого не осталось бы.
Но, когда положение почти безвыходное, коллеги понимают, сочувствуют и успокаивают:
«Это усталость! Не зря у педагога ставка должна быть 18 часов! И зарплата должна быть на ставку, конечно, такая, чтобы можно было жить. Только вдумайтесь! У Вас 2 ставки + классное руководство. Это как отработать 8-часовой день на заводе, а потом бежать ещё на смену».
И ещё мнение в поддержку:
«Работать на 2 ставки можно? Да. Но на износ(((( Не видя белого света и семьи. Зачем столько берём?? А как выживать на ставку 12000 рублей, как растить своих детей??»
«Ужасная нагрузка. Вы как раб на галерах. В следующем году берите 20-25, хоть отдохнёте, надо притормозить».
Но много учителей, которые «вытягиваются в нитку» и тянут немыслимую нагрузку годами:
«Уже который год 35 математики, в этом году 38, классное руководство, воспитательная работа. Ничего, привыкла. Если бы достойно оплачивали 18 часов, естественно, вела бы спокойно 18. А так – приходится».
И всё-таки голос разума прорывается сквозь толпу привыкших «пахать» и зарабатывать:
«Пора на законодательном уровне ввести запрет для МС на такое количество часов. Не более 22. И то много. Ведь не просто так обозначена ставка в 18 часов, потому что туда входит подготовка, проверка. Вот и выходим на уровень 40 часов в неделю, как у всех по ТК».
Действительно, в конце учебного года отказаться от уроков, которые вёл почти год, не каждый сумеет. Думать надо было раньше - в сентябре или ещё раньше. А теперь нужно просто усилием воли сбросить с себя лишние нагрузки - отчёты, конкурсы, мероприятия и стать до конца года чисто урокодателем.
Оставить время для сна и отдыха. А в следующем учебном году взять разумную нагрузку, чтобы по возможности работать комфортно и с удовольствием.
Удачи и успехов, уважаемые читатели! Не забывайте про здоровье" И до новых встреч на моём канале!