И.Г. Большаков, председатель Комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР, регулярно привозил И.В. Сталину новые фильмы, и ни одна картина не выходила в прокат без поправок вождя. Какие-то Сталин смотрел лишь однажды, но были у него любимые: «Чапаев» (смотрел 38 раз), «Волга-Волга», «Весёлые ребята», а фильм «Юность Максима» Сталин считал идеальным за прекрасное сочетание идейности (революционная борьба пролетариата) и блестящей игры актёров.
Но был ещё один фильм, который хранился в фильмотеке Сталина – «Если завтра война».
Сюжет весьма незатейлив: некое иностранное государство, военные которого носят знак, очень похожий на свастику, нападает на СССР. Пограничники храбро сражаются, а на помощь им выступает вся грозная сила Советской страны: скачут всадники с Кавказа, встаёт рабочее ополчение, добровольцы спешат в военкоматы, но уже горят вражеские самолёты под ударами сталинских соколов, упираются атакующие волны врага в стену танковых колонн, несётся красная конница, а вражеский генерал, задрав голову, смотрит на армады самолётов со звёздами на крыльях и в ужасе произносит: «Да сколько же их?»
Основную часть фильма занимают массовые батальные сцены, оказавшие
огромное моральное воздействие на зрителя, давшие колоссальный патриотический подъем, гордость за непобедимую Красную армию, но автор сценария поэт М. Светлов находит прекрасный выход, чтобы в этой массе показать советского человека: вот пулемётчик в одиночку сдерживает врага и восклицает: «Пока я жив, не пройдёте!», вот раненый радист, преодолевая боль, передаёт важное сообщение, вот кавалерист подхватывает командира, под которым убили коня – идея понятна: нас не одолеть, потому что Победа дороже жизни!
Сталин обожал фильм, вышедший в 1938 г., и регулярно смотрел его… во время войны! Представьте: всё уже произошло совсем не так, как в сценарии Светлова, и катастрофа едва отодвинута от Москвы и от страны, ещё всё висит на волоске, но Сталин идёт в маленький кинозал, где опять смотрит эту немудрящую, явно агитационную ленту…
А по итогам 1941 г. он даёт создателям фильма Сталинскую премию! Что это? Неприятие действительности? Стремление хоть на час вырваться их безжалостной прозы жизни и окунуться в правильный мир, где мы их бьём, где горят в воздухе их армады, где неисчислимы наши танки, где велика наша мощь и где выступает пролетариат в поддержку Советского государства…
Или так велико могущество советского искусства – оно давало ощущение силы и уверенности, спокойствия и убеждённости в нашей правоте.
Интересно, в каких фильмах в эти дни черпает уверенность в своей правоте Президент? Есть такие? А ведь сказано же было, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Есть ли на что опереться?