Те, кто часто летают, наверняка видели, как после очередного рейса на взлетное поле выезжает автомобиль с маленьким желтым прицепом и бодро чешет вдоль всей взлетно-посадочной полосы. Эта работа кажется монотонной, но на самом деле она очень важна для безопасности полетов, вернее сказать, посадок. Машина выполняет сразу несколько функций – водитель осматривает полосу, чтобы убедиться, что никто из самолетов ничего не потерял в результате взлета или посадки, что нет ошметок от шасси, и других посторонних предметов. А вот тележка высчитывает коэффициент сцепления шасси и полосы. Ее еще называют «аэродромная тормозная тележка». Давайте посмотрим на ее работу повнимательнее.
Тележка готова к работе
Оборудование внутри довольно простое, но громоздкое
Саша пробует закрыть крышку тележки
Внимательный сразу посмотрит на колеса. Что-то с ними не то
Цепляемся к свободной машине, и поехали
А вот и секрет. Колеса разного диаметра. Вспоминаем физику. При одинаковой скорости одно из колес будет пробуксовывать, и создавать внутреннее напряжение на карданном валу. Оно преобразуется в электрическое и при помощи специального прибора, установленного в машине, выводится в виде графика на экран.
На сухом асфальте напряжение больше, на скользком меньше
Чтобы полоса всегда была сухая используют уборочные машины