В Швейцарии для снижения шума железнодорожного транспорта придумали использовать специальные накладки на рельсы из твердого полимера этиленвинилацетата (ЭВА).
Это ноу-хау от специалистов исследовательской группы EMPA и Школы экономики и инженерии в Шаван-пре-Ренане швейцарского кантона Во. Инженеры придумали подкладки из эластичного пластика, которые вставляются между рельсами и бетонными шпалами. Они служат для защиты высоконагруженного пути, позволяя путям во время движения железнодорожного состава оставаться почти устойчивыми. Обычно незначительного пошатывания и несущегося состава на скорости от 60 до 160 км/ч хватает, чтобы заставить шпалы и рельсы «звучать».
Новый тип материала никогда ранее не использовался для шумоподавления, поэтому изначально специалисты разработали десятки вариантов подкладки: сэндвич-структуры из плоских слоев, с «крышкой» и без нее, зигзагообразные пломбы, поверхности с надрезами и др. Лучшим решением оказалась оболочка из ЭВА и сердцевина из мягкого материала полиизобутилена, демпфирование которого точно настроено на диапазон частот примерно от 200 до 2000 Гц, при которых вибрации (а значит, и шум) особенно сильны.
Исследователям также удалось смоделировать сложное взаимодействие между рельсами, шпалами и балластом, исследуя участок пути длиной чуть менее двух метров, оснащенный вибрирующим аппаратом, который генерирует определенные частоты, и датчиком, который измеряет интенсивность звука. Впереди — более масштабные эксперименты на железнодорожных путях.