Фильм И. Бергмана"Час волка" психологический фильм ужасов. В нем очень точно показано разворачивание психоза и то, как происходит заражение безумием близких людей, когда они отрезаны от внешнего мира и погружены в мир больного.
Художник Йохан Борг со своей беременной женой Альмой поселяются на пустынном острове. Днем Йохан уходит писать картины, а Альма занимается домашней работой. Когда муж возвращается женщина проявляет радость, но художник очень скуп на эмоции, он закрыт и холоден. У Йохана усиливается бессонница, он очень мало спит и говорит своей жене: "Ты пока не спи, через час рассвет, тогда и я смогу уснуть". Альма очень любит своего мужа и разделяет с ним его бессонницу. Она настолько его любит, что говорит ему, что хочет состариться вместе, чтобы они научились думать мыслями друг друга. Но этого хочет только она, Борг на этих словах засыпает.
Мы видим насколько они по-разному заинтересованы в жизнях друг друга. Альма просит денег у мужа и просит проверить ее счета, но Йохан, не глядя в ее тетрадь, дает ей деньги. Может показаться, что он ей доверяет, но самом деле он далек от цифр и расчетов, ему не интересна бытовая часть жизни. Он увлечен собственным внутренним миром, который населяют странные пугающие персонажи. Йохан знакомит жену со своим миром, когда показывает наброски людей, которых он якобы встречает по дороге - Человек-Паук, Человек-Птиц, Старая дама в шляпе, которая вместе со шляпой снимает кожу со своего лица. Альма заинтересовано смотрит на рисунки и погружается в иррациональный мир Йохана. Случается, то чего она хотела - она начинает думать мыслями мужа. На утро она встречает Старую Даму в шляпе, которая рассказывает ей о дневнике мужа, и это "встреча" - начало болезни Альмы, она заражается психозом мужа.
Когда Йохан говорит, что их пригласили в замок, живущие здесь аристократы, Альма говорит, что она знает. И они оба проваливаются в изматывающее, пугающее, развратно- отвратительное переживание-видение, где беседа участников часто похожа на неразличимый птичий гогот.
В час волка, в час перед рассветом, который изматывает Йохана бессонницей и кошмарами наяву, он рассказывает Альме о детском воспоминании. Здесь мы узнаем о его травматичном детстве и об истоках формирования психотической структуры личности. Маленького Йохана в качестве наказания запирали в темном чулане, кромешная тьма была населена чудищами, которые отгрызают пальцы на ногах. После этого отец спрашивал сколько ударов он заслуживает и мальчик говорил "Столько-сколько нужно". И в этой покорности мы видим как ломается Я ребенка, послушно он целует и протянутую руку матери. Сцена рыбалки Борга и убийства им мальчика отсылает нас к его бессознательным процессам. Мальчик силен и он цепляется за жизнь, но давление внешнего мира не померно , происходит смерть самости. Его развитие как субъекта останавливается. Та чуланная тьма с атакующими чудовищами перетекает во внутренний мир Йохана. Внутри него нет любящих и заботящихся объектов, только пугающие и нападающие. Именно поэтому у Альмы, так старающейся его спасти от психоза, нет шансов. И Йохан стреляет в нее, устраняя жену, как последнюю заслонку от своего безумия.
Теперь его ничто не останавливает и он погружается в подвалы внутреннего замка, там его жители предстают такими какими они для него являются: Человек-птица в виде ворона, старая дама, снимающая шляпу вместе с лицом, Человек-паук, ходящий по потолку. Он встречает развратную старуху, которой он не может противиться и послушно целует ее ступню, как когда то целовал руку матери. Но здесь Йохан ради главной своей страсти – Вероники. Его готовят к встречи с ней, и эта подготовка похожа на ритуальную для царства Аида– его пудрят, красиво одевают и он встречает мертвую Веронику, которая вдруг оживает. Интимность встречи с любовницей разрушает дикий хохот хозяев замка. Сознание Борга окончательно распадается. Он, как тот мальчик из сцены с рыбалкой, больше не может сопротивляться деструктивным силам, они его убивают.
Альма оказалось живой, она притворилась мертвой подобно Веронике. Но перестав испытывать влияние мужа ее безумие стало рассеиваться и она задается вопросом – Почему она видела тех людей в замке, если они были в голове мужа?
Альма сама является личностью со слабым Я, она нуждается в опорном объекте и стремится слиться с ним. Когда она рассказывает об их жизни с мужем, там звучит только «Мы» и «Он», там нет ее «Я»
«Его это разозлило. Мы об этом больше не разговаривали. Мы радовались».
И хотя, индуцированный психоз считается обратимым, этот психотический опыт оставит огромный след на ее психике, от которого ей будет сложно оправиться. А впереди ее ждет встреча с новорожденным ребенком Йохана.
#ингмар бергман #час волка #кинотерапия #психоз