В 1937 году, когда руководитель НКВД превратился в самовольного тирана, Иосиф Сталин нашел ему замену. Ежов перестал чувствовать пределы своей власти, и генеральный секретарь поставил на его место Л. П. Берию.
Либеральные историки называют Лаврентия Павловича самой зловещей фигурой среди «начальников Лубянки», но эта фраза далека от истины. Считать его организатором репрессий некорректно, поскольку Берия возглавил ведомство в конце 1938 года, когда поток арестов значительно уменьшился.
Берия лично принял участие в сокращении количества репрессированных. Этому человеку, обладавшему острым аналитическим умом, достаточно было немного времени, чтобы понять все проблемы, с которыми столкнулось ведомство. Его перевели на работу в Москву летом 1938 года, а в ноябре Лаврентий Павлович стал главой НКВД.
Первый приказ Берии вызвал у его подчиненных шок. Они прониклись к новому начальнику невольным уважением. Он выступал в их глазах настоящим гарантом социалистической законности. Для начала Лаврентий Павлович упразднил 18 приказов, распоряжений, циркуляров, которые были изданы его предшественником в 1937 году. Эти документы обязывали НКВД работать в режиме «чрезвычайщины», в обход законов.
Первым приказом Берия накладывал запрет на массовые аресты и выселения. Ведение дел продолжалось, осуществляясь в строго индивидуальном порядке, в соответствии с постановлением, которое согласовывалось с прокуратурой. Каждый арест должен был производиться с обязательным, мотивированным обоснованием городских, районных отделений НКВД. При этом без санкции вышестоящих органов данные действия признавались незаконными.
Теперь задерживать любого гражданина можно было лишь на 48 часов, за время которых ему либо предъявлялось обвинение, либо предоставлялась свобода. Чрезвычайные тройки ушли в прошлое - дела, которые они должны были рассматривать, передавались в обычный суд. Продление наказаний в лагерях, ссылках перестало быть обычной практикой, применяясь только как итог совершения нового преступления, подлежавшего судебному разбирательству.
В результате множество дел было пересмотрено, сотни тысяч осужденных оказались на свободе, вернулись на рабочие места. Огромное значение Берия уделял компетентности кадров – каждый оперативный работник получил личный экземпляр уголовного, уголовно-процессуального кодекса. На все ключевые посты в ведомстве Лаврентий Павлович расставил близких по духу людей - решительных, умеющих работать быстро и хорошо. Он не щадил сотрудников, руководителей НКВД, запятнавших себя незаконными действиями. Многие из них подверглись судебному преследованию.
Берия придавал большое значение национальному составу сотрудников ведомства. После его «чисток» ряды НКВД укрепились вновь принятыми представителями славянских национальностей, а число прибалтов, поляков и немцев значительно сократилось. Лаврентий Павлович считал данные действия в преддверии войны необходимыми и оправданными.
За 4 года до того предшественники Берии проводили совершенно иную кадровую политику, из-за чего сложилась обстановка, далекая от нормы. Страна усиленно готовилась к войне, а среди высших руководителей органов государственной безопасности 14,5% составляли уроженцы стран - возможных противников Советского Союза.
Берия не был антисемитом, но, по его мнению, большая часть сторонников Троцкого оказалась еврейской национальности. Поэтому действуя на возможное упреждение вредительства троцкистов, Лаврентий Павлович постарался уволить «подозрительных» коллег.
Образованный шеф ценил высокий интеллект у подчиненных. При нем ведомство пополнилось целым рядом незаменимых сотрудников - пришли Судоплатов, Серебрянский. Деятельность этих людей для нашей страны невозможно переоценить – они стояли у истоков великой победы над фашизмом.
Берия занимал пост начальника НКВД в течение 7 лет, вплоть до декабря 1945 года. В 1953 году его еще на 3 месяца вернули на эту должность. Для сравнения – до начала его правления к высшей мере наказания было приговорено 681 692 осужденных. Репрессии были и при Берии, в большом государстве без этого невозможно, но их количество сократилось в разы. Цифра осужденных к высшей мере наказания за указанные годы давно рассекречена и составляет 54 253 человека. Безусловно, это не мало. И в работе с национальными кадрами у Лаврентия Павловича были явные перегибы.
Но, с другой стороны, он укреплял власть для успешного руководства страной и армией во время вероятной войны. Нельзя было допустить, чтобы внутренние оппозиционные силы способствовали победе внешнего врага ради своих политических или территориальных амбиций. Берия предотвращал такие угрозы ещё до их потенциального зарождения, мысля категориями своих лет.
При Лаврентии Павловиче НКВД стало чрезвычайно эффективным ведомством. Оно справлялось со всеми задачами, а его войска показывали в боях высокий профессионализм, небывалую стойкость и отвагу.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.