Найти тему
Капитан A320

Ту-204 и Ту-334 или все же SSJ и МС-21?

Новости, дамы и господа, так и прут в последнее время. Вот заговорили о возобновлении производства Ту-334 и Ту-204. Не будем особо касаться причин к этому приведших, а попробуем порассуждать - есть ли в этом смысл.

Ту-334 (фото из открытых источников)
Ту-334 (фото из открытых источников)

И давайте начнем с Ту-334. Тут все просто - ни о каком "возобновлении" производства тут говорить не приходится - по факту этого самолета сейчас не существует. Вот так. Да, есть два летных экземпляра, еще есть 2 или 3 планера для других видов испытаний, но... Но все они были произведены 15 и более лет назад (до 2007 года). В настоящий момент производство этого самолета необходимо создавать С НУЛЯ. Неизвестно в каком состоянии КД (Конструкторская Документация), скорее всего поменялись (а они точно поменялись) многие стандарты (ГОСТ, ОСТ, ТУ) - то есть эту КД нужно как минимум актуализировать. Скорее всего утрачена технологическая оснастка, то есть ее нужно создавать (а возможно и проектировать) заново. Скорее всего производства некоторых компонентов уже тоже не существует - нужно искать замены. И самое главное - а ради чего? Не будем обсуждать достоинства и недостатки самого самолета - хотя есть мнение, что он перетяжелен на несколько тонн (и беглое сравнение с SSJ это подтверждает), но это неважно. Ни на что, кроме некоторой потери в экономичности, это не влияет. А важно то, что проблема у него ровно та же самая, что и у Суперджета - отсутствие отечественного двигателя. Используемый на Ту-334 двигатель Д-436 - украинский, производства "Мотор-Сич". То есть об этих двигателях можно забыть.

На мой вкус - самолет странный... (фото из открытых источников)
На мой вкус - самолет странный... (фото из открытых источников)

Теперь перейдем к Суперджету. Что с ним не так? А не так с ним только то, что когда эти самолеты хотел купить Иран - мы не смогли их продать. Почему? А потому, что часть (большая/меньшая - неважно) его компонентов не российского, а евроамериканского производства (почему это так - выпущу статью на днях. Спойлер - это не заговор и не диверсия). И евроамериканцы запретили эту сделку под угрозой прекращения поставок этих компонентов. А сейчас и вовсе - перестали поставлять эти компоненты в РФ. Соответственно - выпуск Суперджетов стал невозможен. Выпустят несколько штук с использованием уже купленных и завезенных в РФ компонентов и все на этом... А что это за компоненты?

  • Двигатели - SNECMA (Франция),
  • Авионика —THALES (Франция),
  • Система управления и жизнеобеспечения — LIEBHERR (Германия),
  • Шасси —SAFRAN (Франция),
  • Топливная система —INTERTECHNIQUE (Франция),
  • Гидравлика — PARKER (США),
  • Интерьер и кислородная система — B/E AEROSPACE(США),
  • Противопожарная система — AUTRONICS (США),
  • Кресла экипажа — IPECO (Великобритания),
  • Система электроснабжения — HAMILTON SUNDSTRAND (США).
Международная "кооперация". Раньше мы этим гордились...
Международная "кооперация". Раньше мы этим гордились...

И что делать? Разрабатывать и производить отечественные аналоги. После этого плевать будет на санкции с высокой колокольни. И Ирану сможем продать самолеты заодно. Опровергая пословицу об отсутствии пророка в своем отечестве:

  • Двигатели - ПЕРМСКИЕ МОТОРЫ,
  • Шасси - ГИДРОМАШ,
  • Авионика - КРЭТ,
  • Системы - ТЕХНОДИНАМИКА, АБРИС,
  • Привода механизации - ОКБМ.

По двигателям это всем уже известные ПД-8, близкие родственники уже летающих ПД-14. Эти двигатели, кстати, прекрасно подойдут и на Ту-334. Срок их готовности - 2023-2024 годы. По остальным компонентам - примерно тогда же.

Ну симпатичный же самолет (фото из открытых источников)
Ну симпатичный же самолет (фото из открытых источников)

А вот теперь вопрос - что выбрать? Ту-334 или SSJ-New? При том, что у обоих критический момент это двигатель. Очевидно, что как минимум дешевле выбрать именно SSJ-New - производство налажено, кооперация налажена, самолет знаком авиакомпаниям. В то же время Ту-334, помимо того, что он уже морально устарел - темная лошадка, увы... При этом все производство нужно осваивать заново, да еще и после большой работы по переделке КД под нынешние реалии (скорее всего с использованием уже тех компонентов, что делаются под SSJ-New, по причине их современности). Какой в этом смысл? Непонятно.

МС-21 с PW-1400G (фото из открытых источников)
МС-21 с PW-1400G (фото из открытых источников)

Теперь вторая пара - МС-21 и Ту-204/214. И здесь ситуация с МС-21 в целом похожа на ситуацию с Суперджетом:

  • Двигатели - PRATT&WITTNEY (США),
  • Мотогондолы двигателей PW1400G - SHORT BROTHERS (Ирландия),
  • Часть авионики  - ROCKWELL COLLINS (США),
  • ВСУ - HAMILTON STUNDSTRAND (США),
  • Антиобледенительная система - HAMILTON STUNDSTRAND (США),
  • Топливная система - INTERTECHNIQUE (Франция),
  • Кислородная система - INTERTECHNIQUE (Франция),
  • Система нейтрального газа - INTERTECHNIQUE (Франция),
  • Гидравлическая система - EATON (США)
Международная "кооперация" - 2
Международная "кооперация" - 2

Впрочем, с двигателями как раз все неплохо - есть отечественный ПД-14. И это очень и очень здорово - большой молодец тот, кто принял решение о его разработке, несмотря на то, что основная ставка делалась на американский Pratt&Wittney PW1400G. Самолет с этим двигателем уже благополучно летает. Что касается остальных систем - ситуация аналогична SSJ-New. Кстати, очевидно, что часть вновь разрабатываемых отечественных систем будет универсальной (на оба самолета сразу), часть с небольшими доработками (обусловленными в 2 раза отличающимся взлетным весом), благо что теперь разработчиком обоих самолетов является одна и та же компания - ИРКУТ.

МС-21 с ПД-14 (фото из открытых источников)
МС-21 с ПД-14 (фото из открытых источников)

А что же Ту-204/214? Все так же плохо как и с Ту-334? Оказывается нет - этот самолет производится. Пусть и в минимальных количествах, но с 1989 года в среднем по 2-3 самолета в год. Крайний борт выпущен в 2020 году. А это значит что есть оснастка, есть актуальные версии КД, есть производственная кооперация. Вот только потребность в этих самолетах (с учетом "проблем" с парком Airbus и Boeing) прямо сейчас несколько десятков в год. Возможно ли выпускать их в таких количествах? Очевидно, что нет. Точнее - прямо сейчас нет. Вот к 2023-2024 году... Если мы производим 1-2 самолета в год, то у нас все оптимизированно именно под это количество - площадь цехов, наличие персонала, инструмента, оснастки, производство у смежников, логистика и т.д. Сколько времени нужно, чтобы преодолеть инерцию, набрать персонал, обучить его, то же самое сделать смежникам, увеличить площади производства (зачастую просто вернуть свои из под складов), наладить логистику? Пара лет... Вот 2023-2024 год и получается. Так что, тут тоже стоит сделать выбор в пользу нового самолета, то есть МС-21? А здесь... не уверен. Уж очень мне нравится Ту-204 вот в такой вот ливрее:

Ту-204 грузовик (фото из открытых источников)
Ту-204 грузовик (фото из открытых источников)

Так что, будь моя воля, я бы восстановил производство Ту-204 именно в грузовом варианте. Все-таки диаметр фюзеляжа у него меньше чем у МС-21, то есть пассажирская версия будет менее комфортна. А двигатели, если что - те же самые ПД-14 на него вполне подойдут. Это к вопросу об унификации...

Так что, остановимся на том, что в 2024 году в качестве региональника будет SSJ-New, в качестве среднемагистральника МС-21 с ПД-14, а Ту-204 достанется роль грузовичка? Допустим. Но нужно ли все это будет к 2023-2024 году? Вариантов развития нынешней ситуации всего 2:

1. Санкции закончатся уже в этом году и снова у нас будет "мир, дружба, жвачка" с нашими "партнерами" (я, кстати, думаю, что именно так и будет - все-таки в области авиации санкции больше вредят партнерам, а не нам) - в этом случае, вроде бы, вся эта возня не имеет смысла, но... Во-первых, полностью отечественные самолеты мы сможем продавать кому хотим и как хотим. А во-вторых - нет больше веры нашим партнерам...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

2. Санкции будут продолжены и будут работать на 146%, то есть без возможности их обойти. Тут все очевидно - в этом случае как раз через 2-3 года физически закончатся те Airbus и Boeing, которые у нас есть сейчас (ради поддержания одних бортов будут каннибализированы другие). Для восполнения гражданского флота нам и понадобятся импортозамещенные самолеты. Ну и Ирану продать, как же без этого.

А главное (на мой дилетантский взгляд) - развитие своей авиации это рабочие места во всех сопричастных сферах - от добычи ресурсов до IT. Нужно нам это? Ответ очевиден...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц