Найти тему
О технике и не только.

Золотая верста. Шофёрам 50-х, 60-х годов посвящается.

В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.

Масло долил и с собой в запас взял, «Нигрол» в норме, колёса протянул, бак под завязку залит…

-Саша... Гусаров, готов в рейс?

-Да готов Захар Кузьмич.

-Документы, дополнительный бензин взял?

-Конечно.

-Как и что делать ты лучше меня знаешь, давай езжай и до встречи.

Александр ещё проверил груз в кузове и надёжно ли привязана бочка с бензином. Сел в кабину, мотор с пол-оборота на «Уральце» завёлся. Путёвка, командировочное удостоверение сроком на неделю в кармане, список выгрузки-погрузки есть. Неделя, хм, это если повезёт за неделю управится. Движок прогрелся, ну в теперь путь, по тракту в Молотов.

Верный УралЗиС-355М вышел за ворота автобазы. Подвывая трансмиссией катит «Уралец» по пыльной дороге строго по маршруту. Что у нас по списку? Сначала надо в Олени зайти, там один ящик выгрузить. Ну дорога так и так через Олени проходит, мимо никак не проехать.

Дорога сухая, дождей не было, за грузовиком шлейф пыли клубится. Саша достал папиросу, с удовольствием выпустил облачко табачного дыма, которое тут же улетучилось в открытое окно. Отлично идём, аж 60 км/час! Тракт пока по прямой стелиться.

коллаж для примера.
коллаж для примера.

Навстречу пылит новенький молоковоз ГАЗ-51. Разъехались коротко посигналив друг другу. Кому-то повезло новую машину получить. -вздохнул Саша. Повезло и хорошо, а мы пока и на стареньком «Уральце» поработаем».

Хоть и в возрасте грузовик, а крепкий, выносливый, главное печка есть и греет не плохо. Да ещё и предпусковой подогреватель имеется, это же такая редкость! Ну не удивительно машина-то военная. Сколько, раз это приспособление Александра зимой выручало.

Спуск начался, потом низина, а там ручеёк через дорогу, сейчас это мелочи. А вот в дожди это да… Теперь в подъём, как там температура? Нормально. Достойно мы с «Уральцем» вышли: на второй передаче справились. Теперь прямая, снова едкий папиросный дым по кабине пополз.

При въезде в Олени Саша на часы взглянул, семь часов уже в пути, нормально. Теперь надо председателя найти, он лично покажет куда ящик выгружать. Председателя в МТМ нашёл. Здесь и выгрузили ящик, тут же отметка.

-Товарищ шофёр возьмёте с собой пассажира?

-А почему нет? Возьму, с попутчиком оно веселее, и дорога короче. А где он?

-Вот, это наш механизатор, ему в Сою надо по работе. –указал он на молодого крепкого парня.

-Соя как раз по пути, иди садись.

Выходит Саша из конторы, а возле грузовика уже люди топчутся, всем ехать надо.

-Ну что вы товарищи, мест в кабине уже нет, да и в кузове тоже, это же не автобус, куда я вас посажу?

-А ты милок кузов-то открой мы места сами найдём. –с хитрым прищуром сказала бойкая бабуля.

-А если свалитесь по дороге? Мне же потом из-за этого одна дорога: в тюрьму!

-Я могу по-фронтовому, на подножке. –сказал мужик лет сорока.

-И тоже могу на подножке, я уже ездила так. –сказала молодая девушка.

коллаж для примера
коллаж для примера

-Всё товарищи, механизатору по работе надо, он в кабине поедет, фронтовик с девушкой на подножках. В кузов никого не пущу, даже и не просите.

-А я как же? –спросила бабулька, мне тоже надоть.

-Да пусть бабулька с девушкой в кабине как-то разместятся, а мы с мужиком на подножках. –предложил механизатор.

-Ладно, расстояние небольшое, да и поедем не быстро, но всё равно держитесь крепко.

Гружённый «Уралец» тронулся, неспешно покачиваясь на неровностях пополз по тракту. Местами грузовик сильно кренился из стороны в сторону, а будь сверху на ящиках люди? Точно бы как горох вниз посыпались! Правильно я сделал, что не поддался на уговоры и не пустил людей в кузов.

Хорошо, что сухо, а то бы замучился сейчас грязь месить. Прямая, можно бы и прибавить. Но с таким грузом, да по таким бугоркам и рытвинам рессоры запросто можно переломать. Аккуратнее надо. Навстречу «Студебеккер» с прицепом катит, хорошо загружен союзничек, мощная техника…

-Куришь? –спросил мужик который на водительской подножке стоял.

-Да, конечно.

-Держи папиросы, и мне прикури, а то одной рукой не получится.

Закурили.

-Давно шоферишь?

-Как в Лысьву с Украины переехал по направлению, почитай 7 лет уже.

-Понятно, а я слышу, что говорок у тебя какой-то не местный.

-Белорус я.

-Не понял, белорус, а с Украины.

-Так получилось, после 45-го года в МГБ служил недобитков, да прочую нечисть аж до 1952 года ловили по лесам, да хуторам.

-А повоевать довелось?

-Да Путивльский партизанский отряд, у Ковпака партизанил. Потом 1-ый Белорусский в СМЕРШ. А уж после Победы МГБ.

-Я тоже на первом Белорусском был, вторая Гвардейская танковая армия. После войны в трактористы подался…

коллаж для примера.
коллаж для примера.

Помолчали. Грузовик сильно качнуло, Саша крепче руль обхватил. Скоро Соя, аккуратнее надо, чтобы мужики с подножек не свалились. Ну вот и Соя. Здесь надо запчасти к тракторам выгрузить, а значит снова МТМ искать.

-Эй механизатор, знаешь где здесь МТМ?

-Да конечно, я покажу.

Высадил пассажиров, с механизатором поехали на выгрузку. Всё сдал, отметился. Парень там и остался на МТМ. Вечереет. Можно на ночёвку в Доме Колхозника остановится. Там же и поужинать.

Возле него на площадке три грузовика стоят: старенькая «Полуторка», ЗиС-150, и мощный новенький МАЗ-200 с прицепом. У входа рукомойник висит, помыв руки и лицо, Александр вошёл в просторное помещение. Стол стулья, на стене портрет Ленина. Чуть дальше что-то типа прилавка, за ним женщина средних лет.

-Привет хозяйка. Чем кормишь сегодня?

-Здрасьте. Щи деревенские есть, на второе котлеты с рисом, компот и чай, есть ватрушки ещё теплые.

-Мне щи, котлету с рисом и чай, хлеба четыре кусочка.

-23 копейки с тебя.

Взяв всё Саша устроился за стол у окна и принялся за еду. А вот и молодая пассажирка зашла, взяла ватрушку с компотом, прямо у прилавка перекусила и на выход поспешила, по пути одарив улыбкой. Порции большие, всё свежее и вкусное.

-Спасибо хозяюшка, просто с душой, по домашнему всё приготовлено.

-А я вижу, тарелки все чистые, на здоровье.

-Спальные места есть свободные?

-Есть, а ты шофёр?

-Да, а что?

-Тогда тебе бесплатно ночлег. Пошли на второй этаж покажу твоё место.

В небольшой комнате две деревянные кровати, возле каждой стул, на него можно и одежду сложить. Вышел Саша на стоянку покурить и машину осмотреть. Стоит нормально никому не мешает. Только надо бы окошки закрыть, а то вдруг дождь.

Проверил колёса, рессоры, всё в порядке. Масло в двигатель долил, воду в радиаторе проверил, добавил немного. Сытый ужин стал клонить в сон. Хлопнул дверкой и пошёл в Дом Колхозника. Тогда никто не знал, что такое машину запирать, а ведь и в мыслях не было в кабину залезть, а уж тем более что-то взять!

Теперь спать. В пять утра где-то петух заголосил. Александр по привычке быстро встал с кровати. Бегом к умывальнику. Потом завтрак. Перловая каша, сильно сдобренная маслом, горячий чай. Пора и в дорогу, ещё раз осмотрел «Уралец» ни одно колесо за ночь не спустило. Под машиной сухо.

коллаж для примера.
коллаж для примера.

Бодро заговорил движок. Сегодня самый сложный участок дороги предстоит одолеть. Рыкнула КПП и грузовик не спеша тронулся отъезжая от гостеприимного Дома Колхозника. Днём прошёл Новорождественское, теперь прямо на Шакву. Ну сейчас начнётся: затяжной извилистый спуск к реке, берега заболочены. Стоят грузовики: ЗиС-151, два «полстапервых» ГАЗа, и Форд, за ним Саша своего «Уральца» остановил.

На верху, на горке стоит трактор гусеничный. В кабине тракторист чинно папироской дымит. Шофёры в кепку собирают дань трактористу. Собрали, и Сашка тоже в кепку кинул. Заверещал «пускач», тракторный дизель выплюнул чёрное облако дыма и вниз спустился. Тросами сразу три грузовика зацепили за ним.

Взревели моторы и трактор потащил половину колонны через грязь в горку. Остановились на сухом. Трос отцеплен трактор идёт за остальными. И так каждый раз.

Сколько там шофёры денег оставили, наверное, знают только трактористы. Не зря именно это место называли «Золотая верста». А впереди ещё несколько точек выгрузки. И рейсы, рейсы рейсы… Ну это уже другая история.

***

.Рассказ написан по воспоминаниям Григория Гусарова автором канала "О технике и не только"

Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал.

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !

Рассказ художественный, но основан на реальных событиях.
Коллажи созданы автором канала.