В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.
Масло долил и с собой в запас взял, «Нигрол» в норме, колёса протянул, бак под завязку залит…
-Саша... Гусаров, готов в рейс?
-Да готов Захар Кузьмич.
-Документы, дополнительный бензин взял?
-Конечно.
-Как и что делать ты лучше меня знаешь, давай езжай и до встречи.
Александр ещё проверил груз в кузове и надёжно ли привязана бочка с бензином. Сел в кабину, мотор с пол-оборота на «Уральце» завёлся. Путёвка, командировочное удостоверение сроком на неделю в кармане, список выгрузки-погрузки есть. Неделя, хм, это если повезёт за неделю управится. Движок прогрелся, ну в теперь путь, по тракту в Молотов.
Верный УралЗиС-355М вышел за ворота автобазы. Подвывая трансмиссией катит «Уралец» по пыльной дороге строго по маршруту. Что у нас по списку? Сначала надо в Олени зайти, там один ящик выгрузить. Ну дорога так и так через Олени проходит, мимо никак не проехать.
Дорога сухая, дождей не было, за грузовиком шлейф пыли клубится. Саша достал папиросу, с удовольствием выпустил облачко табачного дыма, которое тут же улетучилось в открытое окно. Отлично идём, аж 60 км/час! Тракт пока по прямой стелиться.
Навстречу пылит новенький молоковоз ГАЗ-51. Разъехались коротко посигналив друг другу. Кому-то повезло новую машину получить. -вздохнул Саша. Повезло и хорошо, а мы пока и на стареньком «Уральце» поработаем».
Хоть и в возрасте грузовик, а крепкий, выносливый, главное печка есть и греет не плохо. Да ещё и предпусковой подогреватель имеется, это же такая редкость! Ну не удивительно машина-то военная. Сколько, раз это приспособление Александра зимой выручало.
Спуск начался, потом низина, а там ручеёк через дорогу, сейчас это мелочи. А вот в дожди это да… Теперь в подъём, как там температура? Нормально. Достойно мы с «Уральцем» вышли: на второй передаче справились. Теперь прямая, снова едкий папиросный дым по кабине пополз.
При въезде в Олени Саша на часы взглянул, семь часов уже в пути, нормально. Теперь надо председателя найти, он лично покажет куда ящик выгружать. Председателя в МТМ нашёл. Здесь и выгрузили ящик, тут же отметка.
-Товарищ шофёр возьмёте с собой пассажира?
-А почему нет? Возьму, с попутчиком оно веселее, и дорога короче. А где он?
-Вот, это наш механизатор, ему в Сою надо по работе. –указал он на молодого крепкого парня.
-Соя как раз по пути, иди садись.
Выходит Саша из конторы, а возле грузовика уже люди топчутся, всем ехать надо.
-Ну что вы товарищи, мест в кабине уже нет, да и в кузове тоже, это же не автобус, куда я вас посажу?
-А ты милок кузов-то открой мы места сами найдём. –с хитрым прищуром сказала бойкая бабуля.
-А если свалитесь по дороге? Мне же потом из-за этого одна дорога: в тюрьму!
-Я могу по-фронтовому, на подножке. –сказал мужик лет сорока.
-И тоже могу на подножке, я уже ездила так. –сказала молодая девушка.
-Всё товарищи, механизатору по работе надо, он в кабине поедет, фронтовик с девушкой на подножках. В кузов никого не пущу, даже и не просите.
-А я как же? –спросила бабулька, мне тоже надоть.
-Да пусть бабулька с девушкой в кабине как-то разместятся, а мы с мужиком на подножках. –предложил механизатор.
-Ладно, расстояние небольшое, да и поедем не быстро, но всё равно держитесь крепко.
Гружённый «Уралец» тронулся, неспешно покачиваясь на неровностях пополз по тракту. Местами грузовик сильно кренился из стороны в сторону, а будь сверху на ящиках люди? Точно бы как горох вниз посыпались! Правильно я сделал, что не поддался на уговоры и не пустил людей в кузов.
Хорошо, что сухо, а то бы замучился сейчас грязь месить. Прямая, можно бы и прибавить. Но с таким грузом, да по таким бугоркам и рытвинам рессоры запросто можно переломать. Аккуратнее надо. Навстречу «Студебеккер» с прицепом катит, хорошо загружен союзничек, мощная техника…
-Куришь? –спросил мужик который на водительской подножке стоял.
-Да, конечно.
-Держи папиросы, и мне прикури, а то одной рукой не получится.
Закурили.
-Давно шоферишь?
-Как в Лысьву с Украины переехал по направлению, почитай 7 лет уже.
-Понятно, а я слышу, что говорок у тебя какой-то не местный.
-Белорус я.
-Не понял, белорус, а с Украины.
-Так получилось, после 45-го года в МГБ служил недобитков, да прочую нечисть аж до 1952 года ловили по лесам, да хуторам.
-А повоевать довелось?
-Да Путивльский партизанский отряд, у Ковпака партизанил. Потом 1-ый Белорусский в СМЕРШ. А уж после Победы МГБ.
-Я тоже на первом Белорусском был, вторая Гвардейская танковая армия. После войны в трактористы подался…
Помолчали. Грузовик сильно качнуло, Саша крепче руль обхватил. Скоро Соя, аккуратнее надо, чтобы мужики с подножек не свалились. Ну вот и Соя. Здесь надо запчасти к тракторам выгрузить, а значит снова МТМ искать.
-Эй механизатор, знаешь где здесь МТМ?
-Да конечно, я покажу.
Высадил пассажиров, с механизатором поехали на выгрузку. Всё сдал, отметился. Парень там и остался на МТМ. Вечереет. Можно на ночёвку в Доме Колхозника остановится. Там же и поужинать.
Возле него на площадке три грузовика стоят: старенькая «Полуторка», ЗиС-150, и мощный новенький МАЗ-200 с прицепом. У входа рукомойник висит, помыв руки и лицо, Александр вошёл в просторное помещение. Стол стулья, на стене портрет Ленина. Чуть дальше что-то типа прилавка, за ним женщина средних лет.
-Привет хозяйка. Чем кормишь сегодня?
-Здрасьте. Щи деревенские есть, на второе котлеты с рисом, компот и чай, есть ватрушки ещё теплые.
-Мне щи, котлету с рисом и чай, хлеба четыре кусочка.
-23 копейки с тебя.
Взяв всё Саша устроился за стол у окна и принялся за еду. А вот и молодая пассажирка зашла, взяла ватрушку с компотом, прямо у прилавка перекусила и на выход поспешила, по пути одарив улыбкой. Порции большие, всё свежее и вкусное.
-Спасибо хозяюшка, просто с душой, по домашнему всё приготовлено.
-А я вижу, тарелки все чистые, на здоровье.
-Спальные места есть свободные?
-Есть, а ты шофёр?
-Да, а что?
-Тогда тебе бесплатно ночлег. Пошли на второй этаж покажу твоё место.
В небольшой комнате две деревянные кровати, возле каждой стул, на него можно и одежду сложить. Вышел Саша на стоянку покурить и машину осмотреть. Стоит нормально никому не мешает. Только надо бы окошки закрыть, а то вдруг дождь.
Проверил колёса, рессоры, всё в порядке. Масло в двигатель долил, воду в радиаторе проверил, добавил немного. Сытый ужин стал клонить в сон. Хлопнул дверкой и пошёл в Дом Колхозника. Тогда никто не знал, что такое машину запирать, а ведь и в мыслях не было в кабину залезть, а уж тем более что-то взять!
Теперь спать. В пять утра где-то петух заголосил. Александр по привычке быстро встал с кровати. Бегом к умывальнику. Потом завтрак. Перловая каша, сильно сдобренная маслом, горячий чай. Пора и в дорогу, ещё раз осмотрел «Уралец» ни одно колесо за ночь не спустило. Под машиной сухо.
Бодро заговорил движок. Сегодня самый сложный участок дороги предстоит одолеть. Рыкнула КПП и грузовик не спеша тронулся отъезжая от гостеприимного Дома Колхозника. Днём прошёл Новорождественское, теперь прямо на Шакву. Ну сейчас начнётся: затяжной извилистый спуск к реке, берега заболочены. Стоят грузовики: ЗиС-151, два «полстапервых» ГАЗа, и Форд, за ним Саша своего «Уральца» остановил.
На верху, на горке стоит трактор гусеничный. В кабине тракторист чинно папироской дымит. Шофёры в кепку собирают дань трактористу. Собрали, и Сашка тоже в кепку кинул. Заверещал «пускач», тракторный дизель выплюнул чёрное облако дыма и вниз спустился. Тросами сразу три грузовика зацепили за ним.
Взревели моторы и трактор потащил половину колонны через грязь в горку. Остановились на сухом. Трос отцеплен трактор идёт за остальными. И так каждый раз.
Сколько там шофёры денег оставили, наверное, знают только трактористы. Не зря именно это место называли «Золотая верста». А впереди ещё несколько точек выгрузки. И рейсы, рейсы рейсы… Ну это уже другая история.
***
.Рассказ написан по воспоминаниям Григория Гусарова автором канала "О технике и не только"
Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал.
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Рассказ художественный, но основан на реальных событиях.
Коллажи созданы автором канала.