Найти тему
Сретенский монастырь

ИКОНА КАК ДУХОВНЫЙ КОСТЫЛЬ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, хочется всех вас поздравить с первой седмицей поста. Были недели, которые готовили нас и телесно, и духовно, но все-таки первая неделя – это определенный толчок, который способен дать нам силы на продолжение поста. Обстоятельства времени подталкивают, заставляют нас быть более собранными, серьезными, понимать, что наша молитва имеет значение. Если я попощусь построже, в чем-то себя ограничу, то уже не просто для себя самого, а для того, чтобы внести какой-то вклад, посильный для меня.

Заканчивается эта неделя воскресением, сегодняшним Торжеством Православия. С одной стороны, казалось бы, изначально это событие не имело отношения к Великому посту, но связано это с тем, что восстановление иконопочитания как раз совершилось в этот день в 843 году и выпало на первую Неделю поста.

Это очень необычный период в истории Церкви, который длился более ста лет. С одной стороны, Церковь за время своего существования достаточно редко была в спокойном состоянии, всегда что-то ее терзало, что-то беспокоило, иногда со стороны государства, иногда это были внутренние расколы. А в тот период в истории Церкви в одной точке сошлись очень большие противоречия: политические, религиозные, военные, социальные. И действительно, Церковь Христову раздирала ересь иконоборчества, она то спадала, то возвращалась вновь, страдали люди. Но в Церкви так всегда бывает для утверждения православия, но Церковь всегда выходит из этих обстоятельств. Так же случилось и в тот раз. И отточилась богословская мысль, поднялась на новый уровень после некоторого периода застоя. Опять появились святые, появились исповедники. Это Иоанн Дамаскин, патриарх Никифор, Феодор Студит… Их творениями мы до сих пор пользуемся. Чего искала Церковь? Чего добивалось православие? Чего добивались и к чему шли люди во время всех этих ересей, которые беспокоили и терзали Церковь? А всегда к одному – к тому, чтобы доказать, показать, что Бог доступен человеку, что Бог действует в этом мире и несправедлива поговорка: «Бог – высоко, а царь – далеко», и мы как-то предоставлены сами себе. Бог с нами, с Богом мы можем соединиться. Конечно, у людей, которые опытно это познали, это не вызывало никаких сомнений, но право изображать в первую очередь Спасителя Христа на иконе – это, по сути, завершение христологических споров первых веков христианства. Это понимание Боговоплощения, понимание того, что Бог стал человеком по-настоящему, но одновременно сохранив свое Божество. И поскольку Он воплотился, поскольку мы Его видели, поскольку Он представляет из Себя личность, это мы можем изображать, и этим Церковь не просто защищала свою традицию, а свое право быть с Богом, право на богообщение.

Какое это значение имеет для нас с вам? Почему в жизни верующего человека присутствует икона? Мы понимаем, что на пути богопознания нам нужна помощь. Мы слабые, мы немощные, мы непостоянные, нам нужны обязательно какие-то костылики, подпорка, и фактически всё, что есть в Церкви, – это, по сути, рука Бога, помогающая человеку, в том числе и икона. Конечно, можно молиться без икон, мы это прекрасно понимаем, опыт новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века показывает, что они, находясь в лагерях многие годы, не имея икон, конечно, молились.

-2

Мы знаем настоящих подвижников, которые уходили в затвор для богообщения, которые созерцали Бога через свой подвиг, все они имели в кельях иконы. Имея такой высокий уровень богообщения, подвижники нуждались в иконах. Если заключенному священнику, епископу или просто верующему человеку каким-то образом передавали маленькую иконочку в лагерь, он радовался.

Слово «икона» переводится как образ. Мы знаем, что первоикона в мире – это Адам, созданный по образу и подобию Божию. Образ и подобие заключаются в разуме, в творчестве, в свободе. И Церковь нас призывает относиться к окружающим людям, как к иконам, как к отражению Божественного образа. Иногда трудно увидеть в человеке икону, образ. Даже говорят: «Этот человек совсем потерял образ Божий», – то есть настолько он всё помрачил.

Одна из самых почитаемых икон – Владимирская икона Божией Матери, которая связана с нашей обителью. Я думаю, что большинство были в храме при Третьяковской галерее, видели эту икону. В ней есть утраты красочного слоя, она перед нами не предстает в первозданном виде, но от этого не теряется ее ценность. Есть в некоторых обителях и храмах иконы, в которые в сложное время начала XX века стреляли.

-3

Что значит икона в нашей жизни? В нашем доме для чего она? Как оберег? Или она может помочь нам в каких-то случаях принять правильное решение? Мы привыкли к иконам настолько, что можем себе позволить ругаться, сквернословить, проходя мимо иконы, говорить какие-то гадкие вещи кому-то по телефону. И тогда получается, что на нас икона как святыня не действует, а ведь это очень важно.

В машине икона для чего? Как страховка от финансовых потерь? Или как напоминание о том, что я сейчас буду вежливым на дороге, что я не буду раздражаться, если, условно говоря, кто-то там нарушит правила и создаст какую-то опасность. Для чего икона?

Икона способна нам помочь просто своим присутствием, нахождением рядом с нами. Сейчас много икон, они доступны. Я в детстве еще застал у бабушки черно-белую икону, раскрашенную цветными карандашами. Тогда просто не было икон, и люди молились перед такой почти самодельной иконкой. Приходилось бывать в доме священника, настоящего подвижника, у которого была очень сложная и непростая жизнь, а после его смерти выяснилось, что он был тайным монахом, который очень много в жизни перенес. И когда заходишь в его дом, удивляешься, как много икон, причем самые простые, самые маленькие обязательно находят свое место. Мы знаем, что в келье архимандрита Иоанна (Крестьянкина) много образов.

Один из подвижников XX века Святой Горы Афон говорил: «Не забывайте затепливать лампады перед иконой Божией Матери». Это то, что мы называем благочестием. И слово «благочестие» сегодня несколько раз повторяется в службе и звучит в чине Торжества Православия.

Иконоборчество, конечно, продолжается, оно не закончилось IX веком. Мы знаем фрески средневековые с выцарапанными ликами, мы знаем костры из икон в начале XX века в нашем государстве, мы знаем сбитые, уничтоженные фрески. Братья и сестры, мы должны ценить образ Божий, ценить икону и сделать так, чтобы это была действительно помощница наша на нелегком пути к Богу. Аминь.

Игумен Павел (Полуков)

На сайте: https://monastery.ru/bogosluzhenie/propovedi/ikona-kak-dukhovnyy-kostyl/

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.