Есть ли смысл всю жизнь играть на перегонки с гением, заведомо зная, что любые попытки доказать себе и другим свою непосредственность, будут тщетными?
Музыкальная драма «Амадей» 1984 года заглавной темой в своём трехчасовом сюжете ставит неспособность принять чужой дар и смириться с собственной бездарностью. Режиссёр картины Милош Форман для изучения таланта и его тени взял, как вы поняли судя из названия фильма, двух музыкантов, воспетых многими авторами, в том числе Александром Пушкиным, Моцарта и Сальери. Их образы правдоподобно переданы зрителям малоизвестными на сегодняшний день актёрами - Томом Халлсом и Ф. Мюрреем Абрахамом.
Прилежного, ведущего аскетичный образ жизни, посвятившего всего себя музыке и обучающего ею самого императора Священной Римской империи, Сальери так досадно видеть несуразного Моцарта, нацепившего вычурный парик, раздражительно смеющегося и опаздывающего на торжественный приём к князю-архиепископу Зальцбургскому. «Как такой мальчишка может быть гением?», - постоянно задается вопросом придворный музыкант. Ответ на него он находит чуть позже, когда понимает, что перед ним - посланник Бога, ставший для него испытанием.
Сначала Моцарт очаровывает императора Иосифа II, затем покоряет оперную певицу, в которую влюблён Сальери. Когда она только узнала о встрече придворного музыканта с виртуозом, то поинтересовалась, хорош ли второй на самом деле. «Вы будете разочарованы. Внешность и талант, мадам, не всегда совпадают», - говорит Сальери. «Ошибаетесь, маэстро. Женщин со вкусом интересует только талант», - заключает оперная дива.
Можно долго дискутировать о противостоянии двух музыкантов, биографических нестыковках, отраженных в фильме, способах повлиять на умы императорского двора и на мнения простолюдинов того времени. Любопытен подход Сальери в этом плане (надо взять на заметку). Чтобы добиться желаемого, он угощал десертами манипулируемых им людей. И каждый раз после подобного чаепития, все выходило так, как хотел интриган.
По идее Милош Форман мог сделать из него негативного персонажа, если бы не одно но. Режиссёр состарил Сальери и заключил в богадельню, отдав на суд священнику. Рассказав историю своей жизни, музыкант исповедался, по сути, попросив прощение у Бога за разрушенную жизнь Моцарта. Однако кажется, что Сальери бессмертен, ведь бессмертие - худшее наказание. Гениальная непреходящая музыка убитого Моцарта вечно влачит за собой забытого бесславного Сальери.
#amadeus #musical #drama #biopic #americanmovie #oscars #goldenglobeaward #milosforman #1984
#амадей #мюзикл #драма #биография #кино #оскар #золотойглобус #милошформан