Свободная игра совершенно необходима для гармоничного развития личности ребенка и является фундаментом для раскрытия ребенком своего потенциала.
Факты на сегодня печальны: свободная игра уходит даже из детских садов, на нее просто не остается времени в череде взрослых занятий для маленьких детей. По данным исследований, за 2 последних десятилетия дети лишились 12 часов свободного времени в неделю, в том числе 8 часов неструктурированной игры и занятий на свежем воздухе. Растущее число диагнозов детской депрессии и СДВГ с одной стороны и процесс утраты игры - с другой - происходят параллельно.
Игра всегда спонтанна, ей нельзя научиться или принудить играть, игра - это не работа и она всегда не «взаправду». Свободная игра всегда направлена на экспрессию и исследование. Ею движет энергия дерзновения.
Часто спонтанную игру путают с тем, что на самом деле игрой не является:
- большинство игр в детских коллективах направлены не на исследовательскую деятельность, а на то, кто, с кем и против кого играет, на результат, победу или приз;
- видео игры и компьютерные игры не являются настоящей игрой;
- спортивные игры, соревнования - не являются спонтанной игрой;
- игра на музыкальных инстументах - не игра;
За последние 20 лет очень поменялись представления о мозге человека. Раньше считалось, что чем больше информации, а главное, чем раньше, вложишь в мозг, тем более развитым он станет. Все работает не так. Мозгу в принципе не нужна информация для того, чтобы строить новые нейронные связи. Мозг ребенка развивается и становится более пластичным в игре. Именно игра помогает строить в мозгу связи для решения задач и жизненных проблем. В обучении ребенок использует тот мозг, который сформировался у него благодаря игре ❗️
Почему же так важно играть?
✅Чтобы раскрыть свой истинный потенциал. Игра благоприятствует развитию, т.е. в ней не страшно и не стыдно делать много, что в реальной жизни ребенок по каким-то причинам скован сделать. В игре можно выйти за рамки самого себя, исследовать неисследованное в себе. Игра дает ребенку столько, сколько не способно дать ни одно обучение;
✅Игра развивает фантазию, креативность, индивидуальность, способствует творчеству - всему тому, что современная система образования в своем классическом виде губит на корню;
✅Игра способна помочь избавиться от страхов и комплексов. Страхи можно отыграть. Огромное терапевтическое действие;
✅В игре ребенок проигрывает весь спектр существующих в нем эмоций, что помогает ему оставаться психологически и эмоционально здоровым и стабильным;
✅Игра - спасение в экстренных, стрессовых ситуациях. Дети под бомбежками должны играть, чтобы выдержать это. Дети в больницах должны играть - это пузырь безопасности. На эту тему есть прекрасный фильм «Жизнь прекрасна», действие которого разворачиваются во времена итальянского холокоста, где отец и маленький сын спасаются от фашистов и отец, дабы оградить сына от невыносимого страха и остаться в живых, переводит весь ужас происходящего в игру в глазах сына.
✅Игра помогает развивать чувство ответсвенности, ведь это по сути первая ситуация в жизни ребенка, когда он становится у руля собственной жизни. Не принуждения, указки, нотации взрослых, не давление на совесть и наказания способствуют развитию социально важных качеств;
✅Наблюдая за тем, как и во что играет ребенок, можно заметить его склонности и эмоциональное состояние на момент времени. У свободно играющего ребенка формируется устойчивая сфера интересов к 10 годам;