Серебряный призер Олимпийских игр 2022 года в конькобежном спорте рассказал порталу StudentSport.ru, как в Пекине прошел путь от мандража до получения удовольствия от происходящего
Прошедшие в Пекине Зимние Олимпийские игры подарили российскому спорту новых героев и новых звезд. Одним из таких стал 20-летний конькобежец Даниил Алдошкин, на своей дебютной Олимпиаде завоевавший титул вице-чемпиона Игр в командной гонке преследования и прекрасно проявивший в индивидуальных гонках.
По возвращению из столицы Китая Даниил рассказал в интервью StudentSport.ru о тех эмоциях, которые испытал на главном турнире в своей карьере, планах на будущее и, конечно, учебе в Коломенском государственном социально-гуманитарном университете.
От мандража до чистого кайфа
– Даниил, поздравляем вас с завоеванием серебряной медали на Играх в Пекине. Уже успели осознать и прочувствовать то, что вы – вице-чемпион Олимпийских игр?
– Окончательного осознания того, что мне удалось завоевать медаль на своей первой Олимпиаде, пока еще нет, как бы я не старался.
– Какой момент, эпизод или событие стали для вас самым ярким на прошедшей Олимпиаде в Пекине?
– Самым ярким событием, наверное, стал олимпийский рекорд, который мы установили в полуфинале командной гонки преследования и который помог нам пройти сборную США и пробиться в финал. Я был настолько рад, что даже не помню первые минут 15 после финиша. Это досадно и обидно, потому что потом, анализируя тот забег, захотелось запомнить те эмоции и ощущения. (смеется)
– В целом, какие задачи ставили перед собой на командную гонку в Пекине?
– Мы на протяжении года целенаправленно готовились к этой дисциплине. За это время очень совместно с тренерским штабом многое изменили в схеме бега. На тренировках показывали очень быстрые секунды. Но тренировки тренировками, а на соревнованиях нам всегда чего-то не хватало, чтобы показать идеальный пробег. В этом сезоне нам, по сути, удался один отличный забег перед Олимпиадой – в Солт-Лейк-Сити, когда мы установили рекорд России. В Пекине мы понимали, что очень конкурентоспособны и готовы бороться за золото, но вслух не произносили.
– Все три забега в рамках командной гонки на Олимпиаде вы пробежали в одном составе, не пользуясь услугами запасного ни на одной из стадий. Изначально так и планировалось, что вы, Руслан Захаров и Сергей Трофимов пройдете всю дистанцию – от четвертьфинала до финала?
– Вообще, нет. Сергей Трофимов готовился к Олимпиаде в другой группе, а я весь олимпийский сезон откатал в связке с Русланом Захаровым, Александром Румянцевым или Данилой Семериковым. Сергей Трофимов – лидер нашей сборной на личных дистанциях, но из-за того, что он достаточно поздно к нам присоединился в процессе подготовки к Олимпиаде, накатывать состав и вносить финальные штрихи в наше взаимодействие пришлось уже непосредственно перед стартом Игр – на финальном сборе в Иркутске.
– Ложкой дегтя в выступлении российской сборной в командной гонке на Олимпиаде стал финал, в котором вы достаточно много уступили норвежским конькобежцам. В чем причина? Норвежцы действительно оказались на голову сильней всех своих оппонентов на Играх в Пекине или же присутствовали какие-то недочеты в финале в вашей команде?
– Тактических или технических недочетов у нас не было. С точки зрения схемы, у нас был идеальный бег. Но так получилось, что мы настолько выложились в полуфинале, что, возможно за полтора часа до финального забега не до конца успели восстановиться. Конечно, и мы и норвежцы были в одинаковых условиях. Единственное, что по ходу полуфинала с голландцами норвежцы смогли обеспечить себе солидный отрыв, который позволил им заключительную часть забега провести чуть спокойней. Мы в полуфинале с американцами такого позволить себе не могли.
Между полуфиналом и финалом у нас было собрание с участием представителей Союза конькобежцев России, спортсменов и тренеров, на котором определялся состав на решающую гонку. В ходе него каждый из нас высказал свою точку зрения насчет следующей командной гонки. Все пришли к единому мнению, что финал должен пробежать наш лидер в командной гонке Руслан Захаров. Я и Сергей Трофимов на собрании сразу озвучили, что мы готовы замениться на финал на Александра Румянцева. Это не было вызвано какими-то страхами перед решающей гонкой, просто ни я, ни Сергей на тот момент не могли полностью оценить свои функциональные возможности: усталости как таковой не было, но на адреналине чувствовать ее мы и не могли. Когда уже мы вышли на старт и пробежали первые 200-300 метров, я понял, что переиграть норвежцев сегодня у нас вряд ли получится.
– На Олимпийских играх вы выходили на старт в трех абсолютно не похожих друг на друга дисциплинах. Наверняка уже по ходу олимпийского турнира усталость накатывала. На какой день Игр пришелся пик усталости и что помогло открыться второму дыханию?
– Расскажу небольшую предысторию. Если брать конькобежный спорт, в начале сезона у спортсменов всегда результаты достаточно скромные. Это связано с отсутствием на протяжении долгого времени соревновательной практики. На старте сезона по сути, ты «пробиваешь свой организм» – пробиваешь вязкость в мышцах.
Перед Олимпиадой мы провели достаточно насыщенный подготовительный блок, который был направлен на набор нужных физических кондиций. И так получилось, что моя первая дистанция на Играх – «полуторка» – у меня ушла как раз на то, чтобы «пробить» свой организм. В этом сезоне я достаточно неплохо чувствовал себя на дистанции 1500 метров, рассчитывал, что в Пекине она пройдем для меня лучше, чем получилось. Прибавился еще и тот фактор, что это была моя дебютная гонка на Олимпийских играх, и в такой ситуации полностью избавиться от мандража не получилось. Вместе с тем, после «полуторки» я понимал, что смогу прибавлять по ходу олимпийского турнира. Конечно, на уверенности в своих силах результат первой гонки сказался. Но на старт командной гонки я выходил с мыслью – главное, не подвести ребят. Рад, что получилось собраться в нужный момент и отбросить посторонние мысли.
После командной гонки пришло эмоциональное опустошение. И если говорить об усталости на Играх, она связана именно с эмоциональным опустошением после завоевания серебра. От переживаний, от выплеска эмоций устаешь гораздо сильней, чем от физических нагрузок.
– Заключительная гонка на в программе конькобежного спорта на Олимпийских играх – масс-старт – завершилась для вас без медали. Но вместе с тем, болельщики и специалисты оценили ваше пятое место в главном финале, как удачны результат, с учетом того, что вы являетесь дебютантом Игр. Вы сами можете с этим согласиться? Или же после финиша была уверенность, что в этом виде вам тоже можно было реально бороться за медаль?
– Безусловно, я очень рад этому результату, даже могу назвать его микродостижением. Если посмотреть на мою пока еще достаточно короткую карьеру, масс-старты до начала этого сезона я не бегал вообще – на Олимпиаде был мой дебют в этой дисциплине во взрослых соревнованиях.
Мне эта дисциплина очень нравится. На предыдущих стартах я действительно кайфовал от забегов в масс-стартах. Наши тренеры часто повторяют нам, что главное – это получать удовольствие от всего происходящего. В масс-старте на Играх в Пекине у меня это полностью получилось. Я действительно получил кайф от двух гонок в масс-старте. Плюс, перед стартом очень помог советами Руслан Захаров. В нашей команде у него самый большой опыт выступления в масс-старте, к тому же, серьезный бэкграунд в шорт-треке. Руслан рассказал достаточно много тонкостей этой дисциплины, которые мне удалось быстро переварить и где-то в своих забегах на Играх применить. Кроме того, перед Играми я просмотрел немало стартов в масс-стартах, в том числе на Олимпийских играх 20218 года. Что-то для себя перенял из них.
Если буду прогрессировать в результатах, медали придут
– Возможно, следующий вопрос прозвучит неуместным спустя несколько дней после дебютной для вас Олимпиады, но все же. Какие глобальные задачи вы ставите перед собой для продолжения спортивной карьеры?
– Вы правильно заметили – моя карьера, можно сказать только начинается. В первую очередь, хотелось бы выступить на как можно большем количестве Олимпийских игр. Каких-то глобальных целей по олимпийским медалям ставить перед собой я не буду. Хочется прогрессировать в результатах и в технике, причем на различных дистанциях. Если это получится, медали должны прийти. Опыт выступления на Олимпиаде в Пекине меня несомненно закалит – с возрастом и с опытом моральная устойчивость будет только крепнуть. В этом году я не смог отобраться на Игры на дистанцию 5000 метров. Хочу прибавлять именно здесь и отобраться в состав команды на Игры в Милане на большее количество индивидуальных гонок.
– Какова вероятность того, что со временем Даниил Алдошкин станет настоящим универсалом и будет бороться за медали на максимально возможном количестве личных дистанций? Конечно, не берем в расчет спринтерские гонки на 500 и 1000 метров, где своя специфика бега, не совсем подходящая для стайеров.
– Если брать в расчет отдельные дистанции, были мысли сконцентрироваться на трех – 1500, 5000 и 10000 метров. Не берем в расчет командную гонку и масс-старт. Но сейчас все идет к тому, что в мировом конькобежном спорте дистанция 10000 метров постепенно уходит на второй план, и возможно, лет через восемь уйдет из программы Олимпийских игр. К тому же, на «десятке» своя специфика, ее тяжело совмещать в равной степени с «полуторкой» - под эти дистанции нужно по-разному подводить тренировочный процесс. Но с другой стороны, пока я молодой, для приобретения опыта я бы хотел пробовать себя в различных дисциплинах.
– Мировой спорт знает уже немало случаев, когда спортсмены высочайшего уровня «мигрировали» из конькобежного спорта в шорт-трек и обратно, а иногда даже совмещали свои выступления в двух видах. Вы не задумывались о том, чтобы со временем попробовать себя в шорт-треке? Тем более, ваш результат в масс-старте говорит о том, что в контактных гонках вы чувствуете себя комфортно.
– Честно сказать, пока таких мыслей не возникало. Шорт-трек достаточно зрелищный, динамичный и азартный вид спорта, я не раз был на соревнованиях в качестве зрителя. Конечно, никогда не говори никогда, но я думаю, что не смогу безболезненно перейти в шорт-трек. Тем более, в конькобежном спорте мне еще есть, что доказывать.
Церемония закрытия Игр в Пекине очень красочная, но в Сочи была родней
– Вы принимали участие в церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине. Какие впечатления от них остались?
– Если говорить о церемонии открытия, я практически ее не видел. Мы прошли по стадиону в составе сборной команды России, после чего уехали, так как нужно было готовиться к стартам. На закрытии я уже видел всю церемонию – от и до. Конечно, так как это моя первая Олимпиада, сравнивать мне не с чем. Но при этом, могу сказать, что мне все понравилось. Организаторы постарались сделать из церемонии праздник. Поразил салют. По-другому быть не может, ведь Китай – это родина пиротехники. Признаюсь честно, до этого по телевизору из зимних Олимпиад я видел только церемонии открытия и закрытия Игр в Сочи. Та атмосфера была мне родней, поэтому впечатлений оставила больше.
– В олимпийской деревне успели пообщаться со спортсменами из других стран?
– В Пекине было три олимпийских деревни, мы жили в самой нижней – на равнине. Если говорить об общении с другими спортсменами, мы жили с шорт-трекистами, из них у меня немало знакомых – с ними поддерживал общение. Та же ситуация и с конькобежцами из других стран, но это обычная история для соревнований в нашем виде спорта: мы все дружны, все поддерживаем друг друга перед стартами.
Может я покажусь немного консервативным, и хоть все и говорят, что Олимпийские игры – это спортивный праздник, но я ехал на Олимпиаду показывать результат, поэтому в первую очередь концентрировался на выступлениях.
Получилось так, что в деревне я большую часть времени ходил «за компанию» со своим старшим товарищем Русланом Захаровым. У него достаточно много друзей. Как раз благодаря Руслану я в Пекине заводил новые знакомства со спортсменами.
– Естественно, что львиную долю времени в Пекине занимали соревнования и тренировки. Но было и свободное время. Как занимали его на Играх?
– На самом деле, свободного времени было достаточно много. Я старался отсыпаться, вообще люблю поспать. Деревня была маленькая и выходить из нее было нельзя, в связи с ограничениями, поэтому особо там не разгуляешься. Поэтому старался отвлечься в номере – смотрел фильмы, читал книги, слушал музыку.
Тысячное поздравление приятно и значимо, как первое
– Спортивную карьеру вы совмещаете с получением высшего образования в Коломенском государственном социально-гуманитарном университете. Расскажите, на какой специальности учитесь и как обстоят дела с успеваемостью?
– Я сейчас на третьем курсе факультета физической культуры и спорта. Получаю специальность учителя физкультуры – тренера. Не буду скрывать, сейчас учеба отходит на второй план, и иногда я не успеваю впитывать весь тот поток информации, который дает мне вуз. При этом я прекрасно понимаю значимость учебы в вузе и не планирую останавливаться только на получении физкультурного образования. Хочу получить какую-нибудь интересную специальность. Тем более, у меня есть перед глазами пример в лице старшего брата, который является выпускником Финансового университета при Правительстве России. Он очень любит учиться и применяет свои знания на практике, в том числе помогает мне в решении каких-либо юридических вопросах и жизненных ситуациях.
Я думаю, любой действующий спортсмен рано или поздно должен задумываться о своей жизни после спорта. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе после завершения карьеры, образование прост необходимо. Конечно, можно стать тренером и продлить свою «жизнь в спорте». Но если честно, себя я в качестве тренера не вижу. Это очень тяжелая профессия, нужно жить своей работой, жертвовать семьей, быть готовым к моральному износу. Хорошим тренером может стать далеко не каждый.
– И все же, в своем вузе вы наверняка появляетесь нередко. И вы уже достаточно известный и титулованный спортсмен – член национальной сборной России. Чувствуете ли в связи с этим к себе особое отношение со стороны преподавателей и сокурсников? При этом мы понимаем, что Коломна – это Мекка российского конькобежного спорта, и выпускниками и студентами местных вузов являются немало титулованных российских спортсменов.
– Звездного статуса в своем вузе я на себе не чувствую. В университете я простой студент, как все. Никакого особого отношения ко мне точно нет. Может быть, после Олимпийских игр оно появится. (смеется)
– Вы учитесь в одном вузе с еще одним серебряным призером Пекина-2022 в командной гонке Сергеем Трофимовым. На сборах часто заводите с ним разговоры об учебе?
– Здесь у нас есть небольшие расхождения: Сергей учится на заочной форме обучении на четвертом курсе, а я на «очке» и на третьем. Иногда перекидываемся парой фраз об учебе, в основном об успеваемости. Но если честно, это происходит крайне редко – в основном у нас другие темы для беседы.
– В Москву вы возвращались на «золотом рейсе». С кем из спортсменов сборной России в других видах спорта удалось пообщаться, пока летели из Пекина?
– Я пообщался с Виктором Уайлдом и, кстати, взял у него автограф. Он очень приятный, добродушный человек, помимо того, что Виктор еще и очень крутой спортсмен. Очень рад, что до завершения его спортивной карьеры успел с ним познакомиться. В целом, со всеми, кто был на рейсе, перекинулись парой фраз.
– Вполне естественно, что после завоевания медали на Олимпийских играх вы получили массу поздравлений. Можете вспомнить самые яркие, приятные, а может быть и неожиданные?
– Признаюсь честно, для меня тысячное поздравление приятно и значимо, как первое. Рад был получить поздравления от родных и близких – по-другому быть и не могло. Приятно было и то, что мои коллеги по сборной, по спортивной школе, отметили мой успех. Неожиданно было получить массу поздравлений в соцсетях от совершенно незнакомых мне людей. Мне писали действительно искренние слова, которые не могут не тронуть. Я рад, что мы смогли подарить российским болельщикам позитивные эмоции, во-многом ради этого мы ехали на Олимпийские игры.
Отдельно хочу поблагодарить болельщиков и руководителей российского спорта за яркую встречу спортсменов в аэропорту по возвращению из Пекина. Было действительно приятно быть частью этого, прочувствовать весь этот праздник.
Другие материалы StudentSport по олимпийской тематике:
Илья Буров: Я кайфую когда летаю!
StudentSport.ru составил рейтинг российских вузов на Зимних Олимпийских играх