В недавней статье об юридических "тонкостях" всенародно любимой кинодрамы "Дело было в Пенькове" я обещался поделиться и очередным "своевременным" зрительским отзывом из газеты конца 1950х годов (а именно от 19 марта 1958 г.). Что как не подобные заметки помогают передать и, главное, понять восприятие тех лет! Особенно, это касается фильмов, замешанных на производственных и культурных реалиях, ныне основательно подзабытых.
"ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ"
Учащенно лязгают на стыках рельс колеса пассажирского поезда. Кажется, что стучат не колёса. а тревожно и гулко бьётся сердце Матвея Морозова. Мимо стремительно пролетают поля, разлинвистые речки, до боли знакомые перелески. Но возвращающемуся из заключения парню в стёганной телогрейке и с небольшой котомкой за плечами кажется, что поезд идет медленно. Скорей! Скорей!.. А в памяти всплывает пережитое, всё то. что произошло в Пенькове два года назад...
Матвей Морозов беспокойный. строптивый, язвительный не только в разговоре, но и в поступках. Одним словом — «сорняк», по выражению Ивана Савина, председателя колхоза. За хулиганство Матвей идёт под суд. И несмотря на это, все наши симпатии на стороне Матвея. Не случайно полюбила его Лариса, хорошая русская девушка. Не случайна дружба Матвея и с Тоней Глечиковой, молодым зоотехником.
Скучно и неинтересно жила Пеньковская молодежь. Колхоз «Волна» числился где-то на последнем месте по району. Ни клуба, ни кино не было. Единственное развлечение парней и девушек — пьяные вечеринки у старухи Алевтины да бессмысленные кривляния в тесной избе под «модную патефонную новинку» «Бэсамэ мучо».
Кому понравится такая жизнь? Недоволен был и Матвей.
Мечется парень. Ему хочется чего-то другого, настоящего. Мечтает он о большом необыкновенном деле, которому можно было бы отдать всё сердце, заполнит им всю душу. Поэтому-то он (пусть по-своему!) и восстаёт против будничной самоуспокоенности людей, отсюда и его озорство. Но беда именно в том и заключается, что Матвей неумело, неправильно и в одиночку пытается бороться с пеньковской унылой обыденностью. Богатая молодая нерастраченная натура Матвея ищет выхода и не может его найти.
Многое меняется в Пенькове с приездом Тони. Меняется и Матвей. Его покорила искренняя взволнованность, непримиримая прямота Тони, тёплое, душевное отношение к людям. И рядом с ней радостнее становится Матвею. Перед ним открывается неизведанный, новый и светлый мир настоящей жизни. Матвей и Тоня полюбили друг друга. Но новые радости приносят новую беду. Ведь Матвей женат. Пошли ехидные сплетни, происки ненавистной Алевтины. Ревность... Семья... Любовь. Как всё это разрешить? Мучаются все трое: Лариса. Матвей, Тоня.
«Дело было в Пенькове» — лирическая, полная раздумья о судьбах колхозной молодёжи повесть Антонова правдиво раскрывает сложные и противоречивые образы молодых героев, показывает жизнь в её развитии, со всеми трудностями и неполадками.
Это, вероятно, и вдохновило режиссера Станислава Ростоцкого на экранизацию повести. Ему близка тема произведения. Незадолго перед этим он поставил фильм «Земля и люди» по мотивам произведений Г. Троепольского. И не зря Ростоцкого называют «певцом колхозных полей». Новый фильм ещё раз подтвердил, что Ростоцкий остаётся верен себе.
Фильм «Дело было в Пенькове» радует замечательным воплощением на экране полюбившихся всем образов героев повести. Пожалуй, никому ещё не удавалось сохранить в экранизации неповторимо тонкий, задумчиво-лирический стиль произведений Сергея Антонова. Правда, ошибкой Ростоцкого является лобовое. ничем не оправданное разрешение конфликта. Антонов не ставит точек над «и». Ростоцкий же в конце фильма возвращает Матвея Морозова к Ларисе. Этот «счастливый» конец вызывает только досадное недоразумение. Матвей, конечно, мог вернуться к Ларисе, но ведь это надо было бы чем-то обосновать, убедительно доказать зрителю.
Есть в фильме и другие недостатки. Образы комсомольского секретаря Лёши, секретаря райкома Игнатьева лишены индивидуальных черт, не запоминаются.
Прекрасно справился со своей задачей молодой артист В. Тихонов. Роль Матвея — несомненно его удача. Матвей, обыкновенный колхозный парень, человек большой мысли и души, остаётся в памяти зрителей. Хорошо сыграла роль Ларисы С. Дружинина.
«Дело было в Пенькове» — большая удача коллектива киностудии им. М. Горького.
Ю. ЛЕВИЦКИЙ.
(с) OCR и подготовка оригинального текста статьи — Albert Magnus
А вы согласны с автором этой ретро-рецензии?
#кинорецензии из старых газет