В 1939 году американский психолог Уэнделл Джонсон, страдавший в детстве заиканием и его 22-летняя аспирантка Мэри Тюдор провели необычный и даже жестокий эксперимент над детьми.
Они выдвинули две рабочие гипотезы: 1) можно вызвать заикание у нормально говорящих детей; 2) похвалой (позитивным подкреплением) можно вылечить от логоневроза или уменьшить заикание.
Всего в эксперименте приняло участие 22 ребенка, которых разделили на 4 группы по 5 и 6 человек. В двух группах у 10 детей проблема с речью была отмечена еще до начала исследовательской работы.
🌿IA — дети с нарушениями речи, которым в ходе терапии внушалось, что они говорят прекрасно. Всего 5 человек.
🌿IB – дети с нарушениями речи, которым сообщили, что они действительно говорят плохо, поэтому нужно стараться это исправить — 5 человек;
🌿IIA – шестеро детей с нормальной речью, которым внушалось, что они говорят плохо;
🌿IIB – оставшиеся шесть детей с нормальной речью, которую экспериментаторы хвалили как беглую, красивую и выразительную. жизнь
Эксперимент продолжался с января по май 1939 года, все это время Мария Тюдор регулярно встречалась с детьми из каждой группы и вела с ними беседы. Детям из группы IIA она говорила примерно следующее: «Наш персонал обнаружил, что ваша речь очень плохая. У вас есть все признаки заикания. Вы должны использовать всю свою волю, чтобы перестать заикаться. Пожалуйста, лучше не говорите, если не уверены, что сможете сделать это хорошо». В результате многие дети из группы действительно стали меньше говорить. Самые сознательные из них свели речь к минимуму. Многие сильно нервничали. Так, у одной из испытуемых появились навязчивые движения: она начала щелкать пальцами. Все дети из экспериментальной группы стали бояться говорить.
Джонсон хотел доказать, что «диагноз порождает болезнь», как произошло и с ним. Однако, в итоге его эксперимент провалился. Из шести нормальных детей, которым внушалось, что они заики, в итоге двое, по оценкам исследователей, даже улучшили беглость речи. У двух других показатели остались на том же уровне. И только у двух детей показатели беглости снизилась. Этими невезучими детьми оказались Кларенс Файфер, чей показатель упал с 2,6 до 2, и Хейзел Поттер, речь которой ухудшилась с 3,1 до 2,8 пунктов.
Тем не менее, все дети из экспериментальной группы стали вести себя как заики. Они боялись говорить и испытывали сильные трудности в общении, хотя их речь была нормальной или незначительно отличалась от речи здоровых детей. У детей с заиканием, которым говорили, что их речь нормальна, также не было выявлено значительных улучшений.
Последствия эксперимента остались с подопытными из группы IIA на всю жизнь: они вели себя и чувствовали себя как заики, хотя говорили совершенно нормально. У них навсегда остался страх говорить. Из 6 ребят экспериментальной группы лишь трое дожили до взрослого возраста. Они подали многомиллионный иск в суд на Университет Айовы за тот страшный эксперимент, что сломал им жизнь.
🌿Предпосылки🌿
В 30-40-е годы в психиатрии было популярно мнение, что речевые расстройства, такие как заикание, имеют генетические или органические причины. Это звучало как приговор: вы либо родились заикой, либо нет, или же стали им в результате необратимых изменений мозга. То есть, заикание считалось неизлечимым. Но Джонсон не верил в это и старался найти методы лечения любыми способами. Он полагал, что заикание является вредной привычкой или выученным поведением, от которого можно «отучить».