Человек, идущий не в ногу с остальным миром, либо страдает манией величия, либо подавляет своё "я" до полного уничтожения. Генри Миллер.
Жизнь любого человека - это бесконечность его собственного мира, со своими мерилами и своей правдой. Судить о человеке можно, основываясь на его обыденных поступках и ритуалах, наблюдая его повседневную жизнь. Тем интереснее может оказаться объект наблюдения. Сегодняшний сюжет именно о таком человеке.
Действие романа "Элегантность ёжика" Мюриэль Барбери происходит в элитном доме всего на восемь квартир в престижном квартале Парижа. Рене Мишель пятьдесят четыре года, двадцать последних она - консьержка в этом доме. К себе "вдова, некрасивая, толстая, на ногах косточки, а изо рта разит по утрам, как из помойки" относится самокритично, не без иронии, но с достоинством.
Рене настоящий ценитель искусства, философии и хорошего кино. Она прекрасно знает о стереотипах элитных жильцов в отношении консьержек, поэтому старается им соответствовать. Ей не нужно, чтобы её изобличили в "благородных пристрастиях" и внешне она ведёт жизнь именно такой консьержки: толстый кот, постоянно орущий телевизор и запах простецкой еды.
Однако кота зовут Львом – в честь Толстого, её любимого писателя. Телевизор она не смотрит, он орёт для жильцов, пока его хозяйка в другой комнате изучает Канта и Гуссерля или пьёт чай из тонких чашек со своей подругой Мануэлой, большой эстеткой, горничной из этого же дома.
Элитный дом, сам того не ведая, имеет интеллектуальную привратницу, которая словно пронизана постоянными отсылками к различным книгам, музыкальным композициям, картинам и фильмам. Личность Рене - это её мысли и рассуждения, а не впечатление, которое она производит на тех, кто залез на верхнюю ступеньку, а её поставил внизу держать стремянку. Она - камелия, лежащая на храмовом мху, как сказали бы о ней японцы.
В этом же доме живет Палома - худенькая девочка в очках с розовой оправой. Она слишком серьёзна и для своих двенадцати лет и уже очень устала от этой жизни, с которой собирается покончить в день своего тринадцатилетия, наглотавшись снотворного. Ведь совершенно неважно, добьёшься ли ты в жизни успеха или нет, если в конце всё равно умрёшь. Она не питает иллюзий, как взрослые, которые окружили себя роскошью и уверены, что их уж точно не коснутся никакие беды. Палома считает, что очень "важно, за каким занятием тебя застанет кончина", поэтому она стала вести дневник.
Девочка уверена, что в жизни имеют смысл только три вещи: любовь, дружба и Искусство. До первых двух она ещё не доросла, поэтому остаётся Искусство, но не только шедевры великих мастеров, а "все прекрасное в мире, что может открыть движение жизни". Такая вот чудесная малышка, в постоянном поиске красоты мира. Девочка презирает свою снобскую, лицемерную семью, глядя на членов которой, она ещё больше не хочет жить в мире, полном притворства, придуманных ценностей и лицемерия.
Два таких невероятных человека - взрослая женщина и подросток - с одинаковыми убеждениями и вкусами, к тому же, каждый день видящие друг друга, конечно, должны были подружиться. А произошло это благодаря новому жильцу - богатому японцу, купившему квартиру на пятом этаже.
Какуро Одзу было около шестидесяти лет. Он сразу обратил на себя внимание всего дома и вызвал любопытство соседей, поскольку был совершенно на них не похожим. Он не склонен к предрассудкам, не скрывает интереса к литературе, кино и Искусству. Какуро знакомится и с Рене, и с Паломой. Его очень увлекает дружба с умной и серьёзной девочкой, а, разговаривая с ней за чаем о мадам Мишель, он говорит, что она совсем не то, чем кажется. Он сразу это обнаружил, в отличие от жильцов, у которых женщина проработала двадцать лет.
С появлением Какуро-сана сама жизнь в доме переходит от философских размышлений к яркому и живому течению событий. Какуро галантно и мягко добивается благосклонности Рене. Они заводят дружбу, устраивают совместные ужины в японском стиле, смотрят кино. Рене узнаёт, что в японском языке есть слово "ваби" - скромная красота, неприхотливая изысканность". Так можно назвать их связь, постепенно переходящую в нечто большее, чем дружба. Это словно тихая любовь, по-японски изысканная, неторопливо открывающаяся солнцу, словно цветок камелии. Очень трепетная.
Любовь преображает любого человека, особенно умного. Рене тоже меняется, она делает прическу, надевает красивое платье. На дне рождения Какуро, за ужином в ресторане, женщина чувствует себя неловко. Она вдруг понимает, что недостойна всего этого, что сама себе все придумала. Какуро, будто читая её мысли, произносит фразу, от которой Рене потом не заснёт всю ночь: "Мы можем быть друзьями. И всем, чем только захотим". Эта фраза помогает Рене осознать, что она готова любить. Она готова впустить любовь.
Тем временем Палома вот-вот уже лишит себя жизни. Но ей мешает смерть. Смерть Рене...
Женщину сбивает машина химчистки, когда она пытается спасти знакомого бомжа Жежена. Рене умирает прямо на мостовой, вспоминая перед смертью о своём коте Льве, о единственной подруге Мануэле, о занятной девочке Паломе и, конечно же, о Какуро Одзу. Она с тихой грустью жалеет о том, что уже никогда не узнает, получилось бы у них что-нибудь или нет. Рене сожалеет, что не может выпить на прощание последнюю чашку чая с Какуро и Паломой. "Я умираю в мире и покое".
Палома не покончила с собой. Она поняла, что её стремление умереть было лишь "причудой богатой дурочки, которой хочется поумничать". Ей впервые за двенадцать лет жизни стало очень больно. Смерть ставшей для неё близким человеком Рене, полностью перевернула сознание ребёнка. Она для себя навсегда решает: "Отныне, в память о Вас, я буду искать частицы "всегда" в "никогда". Искать красоту в этом мире". Прекрасная эпитафия, хоть и не японская совсем.
"Элегантность ёжика" - так Палома говорит о Рене, - она была столь же колюча снаружи, сколь изысканна и элегантна внутри. Совсем как ёжик.
Вы встречали таких людей?
Прекрасная книга. Я не смогла передать всех граней её смысла, ироничности, изящества и простоты. Если не читали - читать обязательно.
P.S. Есть фильм 2009г. Не смотрела, не знаю. Картинки в статье оттуда.
P.P.S. Мы уже знакомились на канале с творчеством Мюриэль Барбери и её романом "Лакомство".