В прошлом году экспорт товаров для детей российского производства рекордно вырос – в полтора раза. О том, как в моду возвращаются народные промыслы, и об интересе белорусских покупателей к игрушкам из России рассказывает Александр Хохлов.
Российская игрушка путешествует по миру
Только профильные предприятия из Москвы в первом полугодии 2021 года заработали на поставках за рубеж такой продукции 34,72 миллиона долларов. При этом доля российской столицы в общероссийском экспорте детских товаров составляет 37 процентов. Значительную долю в структуре этого сегмента экспорта делят между собой канцтовары и крупногабаритные товары, такие как кресла безопасности и ходунки. Но, несмотря на широкий ассортимент экспортируемой продукции, наибольшей популярностью у зарубежных потребителей пользуются игрушки. По данным столичного центра поддержки и развития экспорта «Моспром», в 2021 году игрушки из России отправили в 60 стран мира (в 2020-м – в 41). В тройке лидеров среди покупателей продукции Беларусь, Казахстан и Бельгия.
Эксперты отмечают, что на смену однотипным куклам массовой штамповки из Азии во всех европейских странах приходят национальные образцы игрушек. Многие родители предпочитают покупать для своих детей не пластмассовые клоны, а изделия из натуральных материалов работы мастеров народных промыслов.
Борогородская игрушка
В России давние традиции игрушечного производства. Одним из центров производства самобытных поделок из дерева было и до сих пор остается старинное подмосковное село Богородское, расположенное неподалеку от Сергиева Посада.
Распространена легенда, что родоначальником богородской игрушки стал святой Сергий Радонежский. В XIV веке в монашеском уединении он стал вырезать из дерева фигурки зверей и птиц. Такими подарками Сергий одаривал детей богомольцев, которые приходили в его затерянную в лесах обитель, на месте которой позже выросла знаменитая Троице-Сергиева лавра. По примеру преподобного Сергия поделки для ребятишек стали делать затем и монахи лавры. Маленькие деревянные поделки поначалу так и назывались – троицкими, а богородскими они стали по названию села, где игрушечным промыслом начали кормиться все жители.
Другая версия проще. Якобы у одной бедной крестьянки не было денег, чтобы купить своим детям игрушки. Она взяла растопочную чурку, расколола на четыре чурбачка и вырезала на мягком дереве глазки-носик-губки. Дети назвали куколок Ауками. Ходят, мол, они по лесу и кричат «Ау!», чтобы люди в чаще не терялись. Когда глава семейства поехал на ярмарку в Сергиев Посад, то отпрыски одну такую аукалку ему дали – чтобы не заблудился по дороге. Глазастую деревяшку увидел купец, попросил продать за грош и тут же перепродал за два, а крестьянину сделал заказ на сотню таких игрушек. С этого, считается, и начался в Богородском успешный многовековой промысел.
Богородские резчики изготавливали игрушки «в белье», то есть, не раскрашивая их, и в таком виде поставляли скупщикам Сергиева Посада. Те раскрашивали их и пускали в продажу многочисленным паломникам. Купленные в купеческих лавках перед входом в монастырь оригинальные поделки богомольцы развозили по всему православному миру – в Белоруссию, Сербию, Болгарию, на Украину.
Самые маленькие богородские игрушки продавались стаканами. Наборы куколок размерами 3-5 сантиметров назывались «китайская мелочь» и стоили одну копейку. Резные фигурки медведей и гусар, мышек и рыбок, мужиков и баб насыпались как семечки – с горкой. Но наиболее известными стали подвижные игрушки: пестрые деревянные курочки-самоклевки на подставке и фигурки «кузнецов» – мужика и медведя. Потяни за планку – и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Такое русское ноу-хау купил на Всемирной выставке в Париже великий французский скульптор Огюст Роден. Однажды к нему пришли с визитом молодые художники-модернисты из России. Роден вдруг достал игрушку «Кузнецы» и спросил: «А вот кто-нибудь из вас способен создать подобное величие в простоте?» Русские новаторы от искусства рассмеялись: «Да у нас под Москвой целая деревня сотни лет этим занимается…»
В 1943 году мастеров-резчиков Богородской фабрики игрушек стали отзывать с фронта. Для воюющей страны их мирный труд оказался важнее ратных подвигов: богородскую игрушку покупали США за валюту, на которую потом покупались вооружения для Красной Армии. С тех пор в селе осталась присказка: «Меняем американскую пушку на богородскую игрушку». Известен исторический факт: принимая в Белом доме представителей союзного по борьбе с фашистской Германией Советского Союза, президент США Франклин Рузвельт ставил на стол богородские резные фигурки, считая, что этим отдает дань уважения самобытному культурному наследию русского народа.
В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и сегодня хранятся раритеты, созданные в XIX – начале XX века народными талантами, простыми мужиками. «Катание на санях», «Как мыши кота хоронили», «Иона во чреве кита», десятки других – наше культурное наследие. В советские годы на игрушечной фабрике в Богородском работали сотни человек, лучшие резчики были членами Академии художеств СССР. Затем, при натиске импортной пластмассовой штамповки, промысел снизил обороты производства, но не умер. Современные мастера продолжают творить уникальные скульптурные композиции из дерева.