Найти тему
History-thema

Сглаживание нaциoнaльных прoтивoрeчий на Северном Кавказе на фоне oбeднeния трудовых масс в Российской империи

После окончания Кавказской войны не только горцы пребывали в Российской империи того времени в плачевном положении: империя еще проявляла внешнее могущество и присоединяла новые территории, но внутри нее все нарастал тяжелый социальный кризис.

Отмена в 1861 г. крепостного права с сохранением абсолютного большинства земель в руках помещиков, обложение освобожденных крестьян высокими выкупными платежами за землю привела к массовому разорению русского крестьянства.

крестьяне читают Положение об отмене крепостного права
крестьяне читают Положение об отмене крепостного права

Потеряв надежду поправить свое положение в родной деревне, крестьяне толпами переселялись в недавно освоенные Россией регионы, в том числе на Северный Кавказ. Однако на Кавказе большинство отобранной у горцев земли уже было поделено между представителями высшей военной администрации и казаками.

Чтобы только выжить на незнакомой территории, переселенцам из внутренних областей России — иногородним, приходилось за жалкую плату наниматься в батраки к землевладельцам или на открывавшиеся повсеместно на обильном природными ресурсами Кавказе заводы и фабрики. При этом они постоянно терпели унижения со стороны своих хозяев, поскольку те знали: безработных много, поэтому их рабочие будут сносить все, лишь бы не оказаться на улице.

Армавирская ватная фабрика Тарасовых
Армавирская ватная фабрика Тарасовых

К концу XIX в., когда на Кавказе уже вовсю действовали беспощадные экономические законы рынка, произошло выраженное социальное расслоение и в казачьей среде. Появились богатые казаки, сумевшие сделать капитал на полученных от государства в собственность земельных участках. Пользуясь своим состоянием, они стали занимать ведущую роль в казачьем самоуправлении.

-4

Не справившиеся с конкуренцией казаки, наоборот, беднели и разорялись, и при этом по существовавшему закону они должны были за свой счет приобретать коня, экипировку и холодное оружие для военной службы — единственной, но важной повинности, которую они несли перед государством.

-5

Несмотря на разницу в происхождении, менталитете, обычаях, несмотря на существовавшую взаимную озлобленность после Кавказской войны, терзаемые многими общими несчастьями горцы, иногородние поселенцы и обедневшие казаки поневоле начинали лучше понимать друг друга, а затем и испытывать друг к другу определенную симпатию.

В традиционно глубоко религиозной горской среде одним из выражений начинавшегося сближения с бедным русским населением стала возраставшая популярность зовущих к примирению между народами независимых духовных проповедников. Первые пацифистские идеи стали распространяться среди горцев еще во время Имамата Шамиля: десятки лет непрерывной изнурительной войны заставили переосмыслять традиционное мировоззрение даже известные своей воинственностью кавказские народы.

Шамиль
Шамиль

В Чечне стал известен проповедник Кунта-хаджи Кишиев, утверждавший, что чеченцы еще не достигли должного уровня исламского благочестия, чтобы одержать верх над таким сильным противником, как Россия. Он призывал народ прекратить сопротивление российским властям и вступить в российское подданство под гарантии сохранения права на мусульманское вероисповедание и свободное отправление национальных обычаев.

-7

За это он подвергался преследованиям властями Имамата. Однако его идеи широко распространились по доселе непримиримой Чечне, перенимались другими проповедниками. В конце концов он стал серьезной фигурой, сплачивавшей чеченский народ, в связи с чем российские власти, опасавшиеся, что он вдруг переменит свое мнение и увлечет чеченцев на новое восстание (он оговаривал в своих проповедях, что если русские станут заставлять чеченцев оставить религию и обычаи, то тогда следует подниматься на борьбу и биться уже до последнего), отправили его в ссылку в город Устюжна в Новгородской губернии. Там Кунта-хаджи и умер. Его смерть спровоцировала в Чечне новые широкие волнения, из которых были и закончившиеся жестоким кровопролитием, массовыми расстрелами.

чеченец (художник: Фарук Кутлу)
чеченец (художник: Фарук Кутлу)

Прочитать полную версию статьи можно здесь: http://history-thema.com/sheyh-deni-mirotvorets-kavkaza/

Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте 👀 Добра и позитива!

Еще в нашей ленте:

Дореволюционный капитализм в Чечне
Histori-thema25 июня 2021

Здесь книга о Кавказской войне в электронном и бумажном варианте: https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/

-9

Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.