Сегодня мы расскажем про береговую артиллерийскую батарею №375 "Новосильцевская" Владивостокской Крепости, построенную ещё до революции на острове Русский на мысе Новосильского.
Ещё в 1888 г. для защиты перешейка пролива Босфор-Восточный от возможного вторжения Японских кораблей началось спешное возведение сети береговых артиллерийских батарей. Так на мысе Новосильского началось возведение этой береговой артиллерийской батареи во временном дерево-земляном варианте и уже к 1890-му году она вступила в строй.
Но вскоре огневую позицию батареи было решено перестроить в капитальном варианте и в 1892 г. началась разработка нового проекта. К 1893 г. под руководством капитана И. А. Ющенкова был подготовлен новый проект бетонной позиции батареи.
А в 1898 г. под руководством военного инженера Э. О. Маака начались строительные работы по возведению новой позиции. Новый вариант батареи включал в себя восемь бетонных орудийных двориков, защищённых бетонным бруствером. Между орудийными двориками в едином бетонном массиве с бруствером располагалось семь казематированных погребов боезапаса.
В 120 метрах в стороне от правого фланга на склоне также был построен дальномерный павильон. Кроме того на склоне мыса у левого фланга была оборудована прожекторная позиция с укрытием для выкатного прожектора и питавшего прожектор парового электро-генератора.
В 1901 г. батарея была поставлена на вооружение, хотя до 1902 г. на ней ещё велись остаточные достроечные работы, в частности производился монтаж подачных механизмов в орудийных погребах. Общая стоимость строительства обошлась казне без малого в 180 000 царских рублей.
На вооружении новой батареи стояли шесть скорострельных 152-мм береговых орудий системы Канэ и две 57-мм скорострельных противоштурмовых пушки Норденфельда в щитовых установках.
Построили эту и другие батареи во время, т.к. уже в феврале 1904 г. во время Русско-японской войны, подошедшая японская броненосная крейсерская эскадра, имевшая на вооружении 203-мм орудия, обнаружив береговые батареи не рискнула заходить в пролив Босфор-Восточный. От планов штурма города японцы тогда отказались и произвели обстрел других строящихся фортификационных объектов с восточной частью Владивостока.
А в годы Первой Мировой Войны орудия были направлены для нужд фронта и батарея была разоружена, после чего почти сотню лет простояла без орудий, но в 2012 г. силами АУИПИК Минкульта Российской Федерации её отреставрировали и установили в орудийные дворики массо-габаритные макеты орудий, произведённые в Санкт-Петербурге и теперь эта батарея с классным видом на "Русский мост" является одним из излюбленных мест у приезжающих на остров туристов.
А теперь давайте прогуляемся по огневой позиции и посмотрим как она выглядит теперь.
Осмотр мы начинаем с правого фланга батареи, где в двух прямоугольных орудийных двориках расположены копии скорострельных 57-мм противоштурмовых пушек Норденфельда с броневыми щитами.
Ещё с начала 1890-х гг. начались испытания новых 57-мм скорострельных противоштурмовых орудий, которыми планировали оснащать крепостную артиллерию.
Тогда стоял выбор между 57/26-мм пушками Норденфельда и 57/30-мм пушками Грюзона, но после проведения сравнительных испытаний выбор Военного Министерства пал на орудия Норденфельда.
Так 28 февраля 1892 г. вышел приказ по артиллерии №31, в котором согласно Императорскому повелению № 26 от 1892 г. было сказано о принятии на вооружение крепостной артиллерии стальных 57-мм скорострельных береговых и капонирных пушек Норденфельда с лафетами и снарядами.
К слову после снятия этих орудий с вооружения береговых артиллерийских батарей, их отправляли в сухопутные укрепления крепостей в качестве капонирных орудий для обороны рвов.
Слева от каждого из этих двух орудийных двориков в бетонных траверсах были обустроены два снарядных погреба для этих орудий.
Сейчас на входах в них установлены копии бронедверей, но к сожалению они закрыты и попасть внутрь не удалось.
А теперь перейдём к главному калибру батареи.
Здесь расположено ещё шесть больших круглых орудийных двориков, в которых установлены макеты 6-дюймовых скорострельных орудий системы Канэ.
Первые два оснащены репликами броневых щитов.
Морские скорострельные орудия системы Канэ были разработаны в конце XIX века французским инженером Гюстава Канэ, основавшим фирму "Forges et Chantiers de la Mediterranes".
Эти орудия, способные поражать цели на расстояниях до 13 км со скорострельностью в 10 выстрелов в минуту, предназначались для установки как на боевые корабли, так и на позиции береговых артиллерийских батарей. Орудия понравились Российским конструкторам и тогда было принято решение закупить эти орудия для нужд флота.
Но вопреки мнению специалистов Морского Технического Комитета, управляющий Морским Министерством адмирал Н. М. Чихачев настоял на закупке у Канэ не орудий, а лишь их чертежей. Так 10 августа 1891 г. был заключен договор, согласно которому фирма "Forges et Chantiers de la Mediterranes" передала чертежи новых орудий, станков, снарядов и взрывателей.
В том же 1891 г. 152/45-мм орудия Канэ, изготовленные на Обуховском заводе были приняты на вооружение флота Российской Империи, став первыми в России патронными орудиями среднего калибра, а первым кораблём, оснащённым этими орудиями стал броненосный крейсер "Рюрик".
Уже с 1893 г. в сухопутной артиллерии начались испытания новой 6/50 пушки системы Канэ, но в итоге на вооружение береговых крепостей всё же снова была принята 6/45-мм пушка.
Но во время Русско-японской войны в ранних орудиях был выявлен ряд конструктивных недостатков, в следствии которого у них происходил разрыв стволов, поэтому впоследствии стали производить орудия "скреплённые до дула".
Через это окно происходила подача боеприпасов из погреба.
Сами погреба были прикрыты мощными бетонными сквозниками.
На входы в погреба также установлены реплики броневых дверей.
Но все они закрыты на замки и попасть внутрь не представляется возможным.
Второе орудие в щите.
К слову копийность орудий далеко не 100%, хоть и гораздо выше чем у аналогичных орудий в Кронштадте на береговой батарее "Демидов".
Например замерщики пролетели с тумбой орудия и она оказалась меньшего диаметра. Пришлось бурить бетон и устанавливать новые шпильки для крепления, а родные старые шпильки торчат вокруг тумбы.
Спустимся в ещё один сквозник, но уже с одиночным погребом.
Дверь в него также закрыта.
Далее расположено ещё 4 орудийных дворика с макетами 152-мм орудий системы Канэ, но уже без броневых щитов и без тумб и с более меньшим углом возвышения ствола орудия.
Отсюда открывается интересный вид на мост через пролив.
Эти орудия идентичны.
На этом сквознике есть небольшой киот для иконы.
В котором установлена копия иконы, а по краям просматриваются цифры даты 1901 г.
С виду все дворики идентичны.
Но на самом деле некоторые из них немного отличаются.
Например здесь есть такая лестница к макету орудия.
Осмотрим его со всех сторон.
Если приглядеться, то здесь не хватает деталей.
Но для обычных туристов, не претендующих на знания фортификации, эти макеты выполнены очень даже хорошо. Всяко лучше чем никак, верно?
А на этом сквознике есть оборудованный пост командира взвода.
Ну и последние орудия.
В конце позиции расположен геодезический знак с тригопунктом.
Спустимся вниз на склон.
Здесь находится вход в укрытие для прожектора и электростанции.
К нему ещё читается старая разбитая лестница.
А напоследок перенесёмся на другой конец позиции.
Где в 120 метрах в стороне расположен дальномерный павильон.
С репликой броневого козырька.
Ну и основание дальномера внутри.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.