Найти тему
Дестрой

Отреставрированная береговая батарея №375 "Новосильцевская" на острове Русский. С неё красивый вид на "Русский мост"

Сегодня мы расскажем про береговую артиллерийскую батарею №375 "Новосильцевская" Владивостокской Крепости, построенную ещё до революции на острове Русский на мысе Новосильского.

-2

Ещё в 1888 г. для защиты перешейка пролива Босфор-Восточный от возможного вторжения Японских кораблей началось спешное возведение сети береговых артиллерийских батарей. Так на мысе Новосильского началось возведение этой береговой артиллерийской батареи во временном дерево-земляном варианте и уже к 1890-му году она вступила в строй.

Но вскоре огневую позицию батареи было решено перестроить в капитальном варианте и в 1892 г. началась разработка нового проекта. К 1893 г. под руководством капитана И. А. Ющенкова был подготовлен новый проект бетонной позиции батареи.

Фотография 1903 г. снятая во время осмотра первого орудия батареи военным министром генерал-адъютантом А. Н. Куропаткиным, найденная в интернете на сайте коллег по хобби kfss.ru.
Фотография 1903 г. снятая во время осмотра первого орудия батареи военным министром генерал-адъютантом А. Н. Куропаткиным, найденная в интернете на сайте коллег по хобби kfss.ru.

А в 1898 г. под руководством военного инженера Э. О. Маака начались строительные работы по возведению новой позиции. Новый вариант батареи включал в себя восемь бетонных орудийных двориков, защищённых бетонным бруствером. Между орудийными двориками в едином бетонном массиве с бруствером располагалось семь казематированных погребов боезапаса.

В 120 метрах в стороне от правого фланга на склоне также был построен дальномерный павильон. Кроме того на склоне мыса у левого фланга была оборудована прожекторная позиция с укрытием для выкатного прожектора и питавшего прожектор парового электро-генератора.

В 1901 г. батарея была поставлена на вооружение, хотя до 1902 г. на ней ещё велись остаточные достроечные работы, в частности производился монтаж подачных механизмов в орудийных погребах. Общая стоимость строительства обошлась казне без малого в 180 000 царских рублей.

-4

На вооружении новой батареи стояли шесть скорострельных 152-мм береговых орудий системы Канэ и две 57-мм скорострельных противоштурмовых пушки Норденфельда в щитовых установках.

Известная иллюстрация 1905 г. о событиях обстрела Владивостока японцами, найденная в интернете. первоисточник установить не удалось.
Известная иллюстрация 1905 г. о событиях обстрела Владивостока японцами, найденная в интернете. первоисточник установить не удалось.

Построили эту и другие батареи во время, т.к. уже в феврале 1904 г. во время Русско-японской войны, подошедшая японская броненосная крейсерская эскадра, имевшая на вооружении 203-мм орудия, обнаружив береговые батареи не рискнула заходить в пролив Босфор-Восточный. От планов штурма города японцы тогда отказались и произвели обстрел других строящихся фортификационных объектов с восточной частью Владивостока.

Фотография 1920 г. разоружённой батареи из архива журнала "Forteca", найденная в интернете на сайте коллег по хобби kfss.ru.
Фотография 1920 г. разоружённой батареи из архива журнала "Forteca", найденная в интернете на сайте коллег по хобби kfss.ru.

А в годы Первой Мировой Войны орудия были направлены для нужд фронта и батарея была разоружена, после чего почти сотню лет простояла без орудий, но в 2012 г. силами АУИПИК Минкульта Российской Федерации её отреставрировали и установили в орудийные дворики массо-габаритные макеты орудий, произведённые в Санкт-Петербурге и теперь эта батарея с классным видом на "Русский мост" является одним из излюбленных мест у приезжающих на остров туристов.

-7

А теперь давайте прогуляемся по огневой позиции и посмотрим как она выглядит теперь.

-8

Осмотр мы начинаем с правого фланга батареи, где в двух прямоугольных орудийных двориках расположены копии скорострельных 57-мм противоштурмовых пушек Норденфельда с броневыми щитами.

-9
-10

Ещё с начала 1890-х гг. начались испытания новых 57-мм скорострельных противоштурмовых орудий, которыми планировали оснащать крепостную артиллерию.

-11

Тогда стоял выбор между 57/26-мм пушками Норденфельда и 57/30-мм пушками Грюзона, но после проведения сравнительных испытаний выбор Военного Министерства пал на орудия Норденфельда.

-12

Так 28 февраля 1892 г. вышел приказ по артиллерии №31, в котором согласно Императорскому повелению № 26 от 1892 г. было сказано о принятии на вооружение крепостной артиллерии стальных 57-мм скорострельных береговых и капонирных пушек Норденфельда с лафетами и снарядами.

-13

К слову после снятия этих орудий с вооружения береговых артиллерийских батарей, их отправляли в сухопутные укрепления крепостей в качестве капонирных орудий для обороны рвов.

-14

Слева от каждого из этих двух орудийных двориков в бетонных траверсах были обустроены два снарядных погреба для этих орудий.

-15

Сейчас на входах в них установлены копии бронедверей, но к сожалению они закрыты и попасть внутрь не удалось.

-16

А теперь перейдём к главному калибру батареи.

-17

Здесь расположено ещё шесть больших круглых орудийных двориков, в которых установлены макеты 6-дюймовых скорострельных орудий системы Канэ.

-18

Первые два оснащены репликами броневых щитов.

-19

Морские скорострельные орудия системы Канэ были разработаны в конце XIX века французским инженером Гюстава Канэ, основавшим фирму "Forges et Chantiers de la Mediterranes".

-20

Эти орудия, способные поражать цели на расстояниях до 13 км со скорострельностью в 10 выстрелов в минуту, предназначались для установки как на боевые корабли, так и на позиции береговых артиллерийских батарей. Орудия понравились Российским конструкторам и тогда было принято решение закупить эти орудия для нужд флота.

-21

Но вопреки мнению специалистов Морского Технического Комитета, управляющий Морским Министерством адмирал Н. М. Чихачев настоял на закупке у Канэ не орудий, а лишь их чертежей. Так 10 августа 1891 г. был заключен договор, согласно которому фирма "Forges et Chantiers de la Mediterranes" передала чертежи новых орудий, станков, снарядов и взрывателей.

-22

В том же 1891 г. 152/45-мм орудия Канэ, изготовленные на Обуховском заводе были приняты на вооружение флота Российской Империи, став первыми в России патронными орудиями среднего калибра, а первым кораблём, оснащённым этими орудиями стал броненосный крейсер "Рюрик".

-23

Уже с 1893 г. в сухопутной артиллерии начались испытания новой 6/50 пушки системы Канэ, но в итоге на вооружение береговых крепостей всё же снова была принята 6/45-мм пушка.

-24

Но во время Русско-японской войны в ранних орудиях был выявлен ряд конструктивных недостатков, в следствии которого у них происходил разрыв стволов, поэтому впоследствии стали производить орудия "скреплённые до дула".

-25
-26
-27

Через это окно происходила подача боеприпасов из погреба.

-28

Сами погреба были прикрыты мощными бетонными сквозниками.

-29

На входы в погреба также установлены реплики броневых дверей.

-30

Но все они закрыты на замки и попасть внутрь не представляется возможным.

-31
-32

Второе орудие в щите.

-33

К слову копийность орудий далеко не 100%, хоть и гораздо выше чем у аналогичных орудий в Кронштадте на береговой батарее "Демидов".

Например замерщики пролетели с тумбой орудия и она оказалась меньшего диаметра. Пришлось бурить бетон и устанавливать новые шпильки для крепления, а родные старые шпильки торчат вокруг тумбы.

-34
-35

Спустимся в ещё один сквозник, но уже с одиночным погребом.

-36

Дверь в него также закрыта.

-37

Далее расположено ещё 4 орудийных дворика с макетами 152-мм орудий системы Канэ, но уже без броневых щитов и без тумб и с более меньшим углом возвышения ствола орудия.

-38

Отсюда открывается интересный вид на мост через пролив.

-39

Эти орудия идентичны.

-40

На этом сквознике есть небольшой киот для иконы.

-41

В котором установлена копия иконы, а по краям просматриваются цифры даты 1901 г.

-42

С виду все дворики идентичны.

-43

Но на самом деле некоторые из них немного отличаются.

-44

Например здесь есть такая лестница к макету орудия.

-45
-46

Осмотрим его со всех сторон.

-47

Если приглядеться, то здесь не хватает деталей.

-48

Но для обычных туристов, не претендующих на знания фортификации, эти макеты выполнены очень даже хорошо. Всяко лучше чем никак, верно?

-49

А на этом сквознике есть оборудованный пост командира взвода.

-50
-51
-52

Ну и последние орудия.

-53
-54
-55

В конце позиции расположен геодезический знак с тригопунктом.

-56

Спустимся вниз на склон.

-57

Здесь находится вход в укрытие для прожектора и электростанции.

-58

К нему ещё читается старая разбитая лестница.

-59

А напоследок перенесёмся на другой конец позиции.

-60

Где в 120 метрах в стороне расположен дальномерный павильон.

-61

С репликой броневого козырька.

-62
-63
-64

Ну и основание дальномера внутри.

А на этом всё.

-65

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.