Стриминговый сериал "Слово пацана", снимаемый ныне режиссёром Жорой Крыжовниковым по одноимённой книге Роберта Гараева про молодёжные банды Казани 90-х, вызвал локальный скандал в Татарстане ещё до выхода на экраны. От сериала не без оснований ожидают романтизации подростковой преступности, хотя создатели это всячески отрицают. Спрашивается: а нужна ли России вообще подобная кинопродукция? Сможет ли она сделать лучше хоть кого-то или только навредить?
Помнится история девятилетней давности: режиссёр Антон Борматов снял фильм о футбольных фанатах-хулиганах под названием "Околофутбола" на основе реальных рассказов "спартачей" – членов фанатской "фирмы". После проката фильма был зафиксирован всплеск фанатских послематчевых драк, подзатихший к тому времени со времен "золотых девяностых".
Ждать ли нам после выхода сериала "Слово пацана" активизации подростковых уличных банд? Именно так и считают сегодня многие – особенно в Татарстане, где люди постарше ещё хорошо помнят времена уличного беспредела в Казани и Набережных Челнах, когда тысячи малолеток, объединённых в группировки под кураторством взрослых "авторитетов" калечили и убивали друг друга, попутно терроризируя целые районы. А теперь большинство лежит на кладбищах. Нужно ли снимать об этом сегодня кино?
"Казанский феномен" – извлечение из прошлого
Сам Роберт Гараев – журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве, будучи в юности участником казанской банды "Низы", спустя 30 лет решил рассказать, откуда взялся "казанский феномен" молодёжных группировок и, так сказать, тепло вспомнить "боевую молодость". А разве можно вспоминать молодость холодно? Аннотация к произведению неясного жанра гласит:
Эта книга о тех, кто сделал насилие своим кредо: бил и попадал под раздачу – профессионально, ежедневно, беспощадно. Это пацаны, участники бесчисленных молодёжных группировок, наводнивших поздний Советский Союз. Первым городом, в котором явление стало по-настоящему массовым, была Казань.
После выхода книги "Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х" в электронном виде ей заинтересовалась прокуратура Татарстана, проверяя текст на предмет пропаганды идеологии АУЕ*. Но таковую не нашла. После этого на "жареную" тему обратили внимание киношники, а именно – команда Жоры Крыжовникова, режиссёра комедии "Горько", фильмов "Ёлки новые", "Самый лучший день" и других довольно невзыскательных картин.
Ведёт проект, оцениваемый в 100 млн рублей, компания "Тумач Продакшн", а в Татарстане ей помогает дирекция "Время кино", ранее отснявшая провокационную картину "Зулейха открывает глаза" по роману Гузель Яхиной. Как писали местные издания, "финансовую помощь оказали некоторые республиканские VIP’ы". При этом в Сети – например, на Telegram-канале "Бабай позвонит" сообщается, что "инициаторами экранизации и главными спонсорами сериала "Слово пацана"... являются бандиты, которые отсидели полагающиеся им сроки, вышли на свободу и теперь пытаются романтизировать своё прошлое".
Надо заметить, что нынешние отечественные кинодеятели кино снимают в большинстве своём весьма посредственное, но вот пре-продакшном научились заниматься хорошо. Имея под этим в виду скандальную шумиху, рекламирующую фильмы ещё с первых дней съёмок. Так, с большой помпой в Казани и Набережных Челнах продюсерами был объявлен кастинг на участие в "Слове пацана" местных подростков, которые откликнулись с таким "огоньком", что мероприятие местными властями было отменено. И это инициировало, с одной стороны, нездоровый интерес к проекту, а с другой – его критику.
Или гопник, или Милохин
Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан Ирина Волынец пошла ва-банк, попросив прокурора республики Илдуса Нафикова проверить сериал "на предмет вовлечения несовершеннолетних в контент, наносящий вред их психическому и нравственному здоровью". Особенно насторожил омбудсмена, по её словам, ажиотаж, который вызвал кастинг среди молодёжи на роли гопников:
Нельзя, чтобы дети стремились подражать бандитам. Сейчас мало рассказывают о настоящих героях прошлых лет и современности, а свято место пусто не бывает – если нет героев истинных, то появляются вот такие псевдогерои. А дети всё равно хотят быть на них похожими, им нужен авторитет. Мы должны предоставить детям правильную картину мира и помочь понять, что такое хорошо, а что – плохо.
Волынец сообщила "Первому русскому", что на её запрос создатели сериала до сих пор не предоставили сценарий. "Но ждать хорошего трудно, судя по тому, что автор одноимённой книги в социальных сетях оскорбляет правоохранительные органы, в частности, прокуратуру, которая будет проводить проверку опять-таки по моему обращению", – сказала уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан.
"Если фильм будет поставлен как учебный: мол, ребята, вот так делать нельзя, то это будет здорово, если же наоборот – то весьма печально. Режиссёру нужно постараться донести до зрителей, что участники группировок испортили жизнь своим близким, родителям, и в первую очередь – самим же себе", – в свою очередь высказал своё мнение зампред комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку Рафил Нугуманов.
Характерно, что в ответ на эти протесты и опасения посыпались "защищающие" будущий сериал комментарии в татарстанском сегменте Рунета:
Про продажных ментов и коррупцию день и ночь показывают, звёзды хвалятся, у кого денег больше, тем самым злят народ, миллиардами и тоннами воруют – это не подталкивает никого? Пусть снимают и показывают, это было с нами, это наша история, с удовольствием будем смотреть;
"А она в "ТикТок" заглядывала??? Там сидят жеманничают мальчики-девицы с накачанными губами, ногтями по 1,5 см, нарощенными ресницами и длинными волосами. Эти, конечно, не разлагают молодежь?";
Пацаном быть плохо? Надо быть непонятным персонажем, как Милохин, Моргенштерн и прочая нечисть?
Не правда ли, занятная дилемма для молодёжи: крутой "пацан"-гопник или... Даня Милохин!
Алгоритм – подражание
"Первый русский" поинтересовался мнением на этот счёт главы Центра кризисной психологии Михаила Хасьминского. Приведём его комментарий полностью:
"Подражательное поведение очень свойственно большой части подростков. Поэтому когда с элементами романтизации показывается некая модель поведения, она становится основанием для подражания. Именно на этом продвижение деструктивного поведения и строится. Когда в позднем СССР вышла на экраны "Маленькая Вера", а Газманов спел песню "Путана", то немало девочек вдруг захотело стать проститутками. И этот алгоритм, безусловно, знают люди, которые такие фильмы снимают и финансируют.
Теоретически фильм на подобную тему может нести определённый воспитательный смысл, если он не романтизирует эти все отношения и показывает их тяжёлые последствия. Так же, например, в произведениях с суицидом главного героя есть "эффект юного Вертера", но может быть и обратный. Но, как я понимаю, никакие специалисты по деструктивному поведению или по криминальным субкультурам над сценарием фильма не работали, поэтому не думаю, что там заложен именно второй – "полезный" вариант.Мне же хочется спросить: почему не выделяются деньги на какие-то конструктивные фильмы, про действительных героев, просто хороших людей? Почему экранизируют преимущественно всякую дрянь, вонючку и мерзость?!"
Что с того?
Вопрос психолога Хасьминского ещё недавно можно было бы назвать риторическим. Ответ был, в принципе, известен: потому, что сферу культуры в постсоветской России захватил клан людей циничных, а частью и целенаправленно работающих на разрушение традиционного национального кода русского народа. И в их руках – все финансы.
Конечно, романтизацию преступности не у нас придумали: ставшие классикой кино фильмы "Крёстный отец", "Однажды в Америке" – это всё о том же. Нашу молодёжь в 90-х воспитывали на мастеровито сделанных "Бригаде" и "Бумере". Не зря их прозвали "культовыми"! Это и был культ: братка-бандита, киллера, "вора в законе". На разных телеканалах в дешёвой обёртке вся эта "блатная музыка" продолжает крутиться практически в фоновом режиме. Но "деструкторам" этого, очевидно, мало – ведь бесконечные крим-сериалы молодёжь давно не смотрит. Значит, ей нужно "обновить дискурс" – выдать на большие экраны яркую скандальную киношку про казанских "пацанчиков", тем самым продолжив "культ".
Однако сегодня на фоне принятых многочисленных госдокументов о защите традиционных ценностей, о воспитании молодёжи вопрос Хасьминского из риторического становится "ребром". Не пора ли остановить этот "полёт свободного искусства", прямо и исподволь вбивающего в души молодых соотечественников ложных героев и гнилое мировоззрение? Никакой дилеммы здесь нет: гопота ничуть не лучше Моргенштерна. Государству, если хочет выжить, пора с этим завязывать – чисто по-пацански. Но самое главное – наконец определиться, нужен ли нашей стране основополагающий документ о защите традиционных духовно-нравственных ценностей.
-----
*Экстремистское движение, запрещённое на территории России