Найти тему
С Богом по жизни

БЕЗЗАКОНИЕ ОТЦОВ

История Иакова и его семьи показывает, как Бог наказывает беззаконие отцов в последующих поколениях. Когда у горы Синай Бог сказал израильтянам, что Он накажет вину отцов в детях и внуках до третьего и четвертого рода (Исх. 34:7), Он не имел в виду, что они будут наказаны индивидуально или произвольно за грехи предков. Такое наказание прямо бы противоречило Втор. 24:16, где утверждается, что каждый человек сам отвечает за свои поступки. Бог имел в виду, что грехи отцов в плане отношения к жизни и стиля поведения могут сказываться на последующих поколениях. Последствия могут действовать длительное время, и дети под влиянием примера родителей могут повторить грехи, от которых те пострадали в юности. Как камень, брошенный в озеро, оставляет круги на воде, так и последствия греха распространяются во всех направлениях на большое расстояние. Бог наказывает беззаконие Своего народа в их детях и внуках не для того, чтобы уничтожить. Так Он учит их, что грех имеет последствия. Господь всегда хочет, чтобы сталкивающиеся с испытаниями и трудностями вынесли урок из своего печального опыта и развили в себе такие качества, какие Он сможет благословить и сделать полезными в Его искупительном плане для человечества.

ИАКОВ И ЕГО СЫНОВЬЯ

То, как распространяются последствия греха, можно увидеть на примере Иакова, воспитанного в неблагополучной семье. Он был любимчиком матери, в то время как Исав был любимым сыном отца. Это дало повод Иакову злоупотребить ситуацией и обмануть своего брата и своего отца, чтобы получить первородство Исава (Быт. 25:27-34) и предсмертное благословение Исаака (Быт. 27:1-40). У самого Иакова была семья из четырех жен и тринадцати детей, которые ревниво воевали за положение и признание в семье (Быт. 29:21–30:24). Когда сыновья Иакова перерезали жителей Сихема и разграбили город, мстя за изнасилование Дины, они продемонстрировали слабое понимание того, чем правильное отличается от неправильного. Иаков, по-видимому, утратил контроль над ними (Быт. 34:1-31). Этот факт подтверждается грехом Рувима, который опозорил своего отца, переспав с Валлой, женой-наложницей Иакова (Быт. 35:22). Мы не находим упоминания о каком-либо наказании или обличительном слове от отца, последовавших сразу после этого инцеста. Сыновья Иакова, очевидно, были убеждены в том, что не пострадают от последствий своих жестоких или безнравственных поступков; их слабый и пассивный отец не наложит наказание.

Тяжесть их беззакония явственно проступила в том, как бессердечно они продали своего брата Иосифа в рабство. Порочность их душ открылась в том, что они безжалостно обманули своего отца и разбили его сердце, показав ему вымазанную кровью одежду Иосифа и заставив его поверить, что его любимый сын был разодран диким зверем (Быт. 37:18-36). Иаков во многом сам был виноват в собственных страданиях, потому что забывал искать Божьих наставлений (см. Быт. 33:17-19). Годами он не объяснял своей семье, какую духовную опасность несет с собой идолопоклонство (Быт. 31:19, 34, 35). Наконец Бог приказал ему идти в Вефиль и заставить своих людей избавиться от чужих богов (Быт. 35:1-4). Господь по Своей благодати продолжал действовать в жизни Иакова и его сыновей; но они в последующие годы все равно терпели последствия своих грехов, пока Божье провидение не совершилось через Иосифа (Быт. 45:1–50:26).

ИУДА И ЕГО СЫНОВЬЯ

Глава 38 показывает, как опасно было находиться народу Божьему в Ханаане с его идолопоклонством и вопиющей безнравственностью. Потомки Авраама всегда подвергались искушению принять веру и образ жизни своих соседей-язычников. Так как Иаков не смог обеспечить порядок, необходимый его сыновьям, неудивительно, что те становились жертвой многих окружавших их соблазнов.

Первый пример этому — Иуда, который ушел от своих братьев. Его уход подразумевает нежелание находиться под контролем своего старшего брата Рувима, который, в свою очередь, нес ответственность перед их отцом, Иаковом. Будучи своевольным молодым человеком, он, очевидно, хотел жить по-своему, без указки со стороны семьи.

Однажды, когда Иуда был в гостях у Хиры, одолламитянина, он увидел привлекательную молодую девушку, дочь Шуа, хананеянина. Будучи импульсивным человеком, он, очевидно, не поинтересовался ни ее верой, ни нравственными принципами; он просто «взял ее, и вошел к ней» (Быт. 38:2; «женился на ней», Международное Библейское Общество). Слова, использованные здесь, могут указывать на то, что он не стремился получить разрешение или одобрение ни ее, ни своих родителей. Видимо, его не волновало то, как Бог или его родители отнесутся к его выбору женщины, которая станет матерью его детей.

Иуда служит примером и предупреждением людям, которые женятся по неверным причинам: внешняя привлекательность — плохой заменитель внутренней красоты веры в Господа и благочестивого нрава. Иуда должен был знать о действиях, которые предпринял Авраам, чтобы не допустить женитьбы Исаака на хананеянке (Быт. 24:1-7). Он, наверняка, знал о том, как переживали Ревекка и Исаак из-за возможности того, что Иаков, его отец, женится на местной хананеянке (Быт. 27:46–28:2). Ничто из этого не побудило Иуду свернуть с избранного пути. Он, по крайней мере в первой половине своей жизни, так ничему и не научился на примере ошибок своего отца.

Многие молодые люди живут следующей иллюзией: «Если я смогу найти жену [или мужа], которая будет любить и принимать меня, тогда все мои проблемы решатся». Они не признают того факта, что большинство проблем человека приходят изнутри и коренятся в эгоизме и греховных желаниях (Мк. 7:21-23). Внутренние грехи, как правило, выражаются неподобающим образом, и никто другой — будь то муж, жена, ребенок или друг — не может исправить этого. Иуда, очевидно, хотел жить без контроля со стороны отца, матери, братьев и семьи. Он стал тесно общаться с хананеями, и когда ему понравилась одна из их дочерей, то он женился на ней.

Эти новые отношения не решили его проблемы, а только усугубили их. Друг за другом у них родилось трое сыновей. Без духовных и нравственных наставлений эти мальчики выросли и кое в чем стали, как их родители. Так грехи этого отца (номинально верующего в Яхве) и матери (язычницы-хананеянки) распространились на их детей. Не во всех грехах можно обвинить родителей; каждый человек несет ответственность за собственные поступки (Иез. 18:4, 20; Рим. 6:23). С другой стороны, если не научить детей любить Бога и повиноваться закону морали и духовной праведности, то они, как правило, будут следовать путями своего безбожного окружения. Пути мира «кажутся прямыми», но конец их — часто «путь к смерти» (Прит. 14:12).

Результат воспитания в духовном вакууме очевиден: Ир, первенец Иуды, был настолько греховным, что «Господь умертвил его» (Быт. 38:7). В тексте не указаны конкретные грехи, которые заставили Бога привести в исполнение Свой приговор, но они, должно быть, были особенно омерзительными, раз Бог поразил его. Он оставил бездетную Фамарь вдовой, которую затем отдали второму сыну Иуды, Онану. Можно было бы подумать, что внезапная смерть старшего брата заставила Онана исследовать собственную жизнь; однако, похоже, она его ничему не научила. Онан тоже шел по жизни греховной и эгоистичной дорогой.

Онан был не из тех, кто хотел сохранить имя брата в соответствии с законом левирата. Этот корыстный себялюбец использовал Фамарь для удовлетворения своей похоти, но препятствовал тому, чтобы она зачала ребенка, который бы считался сыном Ира. Из алчности Онан не хотел делить наследство своего отца с сыном Фамари. Поведение Онана было неугодно Господу, и Он тоже умертвил его.

ИУДА И ЕГО НЕВЕСТКА

Прошло много времени после смерти двух сыновей Иуды, и следующим трагическим событием в его жизни стала смерть жены. К тому времени Фамарь поняла, что Иуда не собирался отдавать ей в мужья Шелу. Поэтому она придумала дерзкий план. Когда Иуда отправился в Фамну, чтобы проконтролировать стрижку овец, Фамарь оделась, как проститутка, и села у ворот города, через которые должен был пройти Иуда, направляясь в Фамну. Как Фамарь и предвидела, Иуда принял ее за проститутку и сделал ей предложение. В качестве гарантии оплаты он оставил ей печать, перевязь и трость. Он переспал со своей невесткой, в результате чего она зачала; а затем он продолжил свой путь. Когда Иуда послал согласованную плату, чтобы получить назад залог, предполагаемую проститутку найти не удалось. Затем, спустя три месяца, Иуде сообщили, что Фамарь беременна от блуда. Сначала он приказал сжечь ее за ее грех, но когда она представила предметы, оставленные в залог, — его печать, перевязь и трость — он признал свой грех. Он сделал примечательное заявление: «Она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему» (Быт. 38:26).

Это заявление не означает, что Фамарь была праведной в смысле безгрешной или оправданной перед Богом; то, что она сделала, было грехом. Смысл в том, что оба, и Иуда и Фамарь, согрешили, но его грех был тяжелее ее. Некоторые толкователи Писания отвергают такое толкование, утверждая, что нет грехов больше или меньше других. Однако Иисус конкретно говорил об этом, когда стоял перед Пилатом. Начальники синедриона, возглавляемые Каиафой, согрешили, ложно обвинив Его, а Пилат собирался согрешить, осудив невинного человека на смерть. Иисус сказал: «Поэтому более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19:11; см. Мк. 3:22-30). В суждении Иисуса содержалось противопоставление, подобное тому, какое мы видим в истории из книги Бытия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За всем в этой истории стоял Бог: через Фамарь, язычницу, Бог изобличил лицемерие человека, принадлежащего к народу Его Завета. Иуде необходимо было научиться смирению, способности признавать свой грех, милости и прощению, прежде чем он и его братья смогут примириться с Иосифом и снова стать дружной семьей в Египте. Будущее Божьего народа было в опасности. Станет ли Фамарь прародительницей царского колена в Израиле? Станет ли когда-нибудь Иуда человеком, который сможет служить Богу как настоящий лидер Его избранной семьи? Ответ, конечно, — несомненное «Да». Бог в Своем провидении может и хорошее и плохое использовать ради конечного блага Своего народа (Рим. 8:28). Аморальный поступок Иуды и Фамари привел к рождению близнецов, Фареса и Зары (Быт. 38:29, 30). От Фареса произошел Вооз, муж Руфи, царь Давид и в конечном счете Иисус Христос, Спаситель мира (см. Руфь. 4:18-22; Мф. 1:1-17).

#грех #грехи #ветхий завет #библия #христианство #наказание