Могли бы вы представить конституцию будущего в виде смарт-контракта, к которому может присоединиться человек и стать гражданином виртуальной страны с реальными полномочиями?
Будет ли актуальным географическая территория для такого государства?
Смогут ли государства будущего арендовать планеты для своих граждан?
Документы нормирования, законодательные акты, могут быть закодированы в алгоритмы и помещены в цифровую контролируемую среду в виде смарт-норм и смарт-законов и представлены в виде цифровых объектов. Особо стоит отметить, что, в связи с этим, новые объекты, созданные из имеющихся объектов или дочерние объекты, создаваемые внутри имеющихся, будут автоматически унаследовать свойства объектов-родителей.
С этой точки зрения представляет интерес пробная реализация технологии блокчейн для государства, которую разрабатывает группа eGaaS (Electronic Government as a Service) - это цифровая экосистема, спроектированная для реализации идеи электронного правительства. При этом термин «электронное правительство» в eGaaS трактуется не в узком смысле, как лишь онлайн сервис оказания услуг гражданам или механизм автоматизации деятельности правительства, а понимается как целостная цифровая экосистема, объединяющая в едином информационном пространстве деятельность всех сфер государства: институтов власти, экономики, финансов и социальной сферы. Экосистема eGaaS включает в себя глобальные реестры и программные средства для построения государственных, частных и общественных пользовательских приложений и платформ на базе смарт-контрактов.
Одним из новаторских решений eGaaS является новое понимание законодательного акта. Все государственные законы, предметом которых являются объекты, занесенные в реестры блокчейна eGaaS, переводятся в формат смарт-законов. Смарт-законы являются законами прямого действия - их выполнение не требует посредников, контролирующих инстанций, вносимые в них поправки и изменения мгновенно вступают в силу. Многие функции государственных органов – такие, как регистрация гражданских состояний (рождение, заключение брака, развод), налогообложение, регулирование финансовых и бизнес отношений и многие другие, – автоматически выполняются и контролируются смарт-законами eGaaS.
Смарт-законы выполняют особую роль в экосистеме, это специальные контракты, определяющие: условия выполнения контрактов, доступ пользователей и контрактов к реестрам, права на изменение реестров, контрактов и интерфейсов.
Такие контракты, которые, по сути, исполняют роль нормативных документов, называются смарт-законами. Смарт-законы содержат условия и ограничения, предписанные законодательством государства.
Обязательность выполнения смарт-законов гарантирована использованием их как общих для экосистемы условий доступа к реестрам. Операции, контролируемые смарт-законами, не могут быть выполнены каким-либо пользовательским приложением с игнорированием прописанных в законах ограничений (например, контроль лицензий и пр.) и/или минуя выполнение специальных транзакций (например, произведение налоговых отчислений).
При необходимости (в случае юридической неоднозначности) в смарт-закон включается специальное условие, требующее принятие решения уполномоченным лицом с подтверждением решения цифровой подписью.
Либо данный функционал может быть организован через консенсус собрания искусственных интеллектов.
Для защиты экосистемы от последствий ошибок и уязвимостей (неизбежных в программном коде пользовательских приложений) предусмотрена процедура остановки выполнения и изменения любых контрактов с игнорированием прав, назначенных их авторами. Это так называемые исключительные права, предоставляемые определенным ролям или коллегиальным органам с помощью специальных смарт-законов.
На основе материала White paper Electronic Government as a Service, http://egaas.org/ docs/eGaaS_White_Paper.pdf.