Найти тему
ХХ век в войнах

Три войны Винченцо Патриарки

Винченцо Патриарка
Винченцо Патриарка

Винсент Джозеф Патриарка родился 12 января 1913 года в Нью-Йорке. Его отец, потомок итальянских иммигрантов, владел парикмахерской на Сити-Айленде, что в Бронксе, так что семья Патриарка хоть и не купалась в роскоши, но и не бедствовала. Будучи школьником, Винсент и сам начал постигать парикмахерское искусство, поскольку родные надеялись, что со временем он возьмет бразды правления фамильным делом в свои руки. Но деятельная темпераментная натура молодого человека противилась спокойной размеренной жизни и требовала гораздо большего. В возрасте 17 лет Патриарка-младший решил поступить на службу в Корпус морской пехоты, но не прошел отбора по физическим данным. Тогда, не сильно огорчившись неудачей, он захотел стать пилотом гражданской авиации - здесь его невысокий рост, составлявший 165 сантиметров, и худощавое телосложение не считались препятствием.
В то время страну сотрясала Великая депрессия, однако же финансовые дела старшего Патриарки шли достаточно благополучно для того, чтобы оплатить сыну обучение в авиашколе. И осенью 1931 года Винсент приступил к прохождению теоретического курса, а затем и к летной практике на аэродроме Флашинг, расположенном в северном Куинсе. После 50 часов самостоятельного налета новоиспеченный авиатор получил вожделенную лицензию, а вот с дальнейшими планами все оказалось очень непросто. Американские коммерческие авиалинии переживали не лучшие времена, и начинающий пилот без стажа, связей и денег имел очень мало шансов получить работу. Казалось, все надежды пошли прахом и Винсенту придется смириться с ролью скромного парикмахера. Но однажды один из друзей семьи сообщил Патриарке, что на родине его предков, в Италии, действует программа, по которой представители зарубежных итальянских диаспор могут пройти совершенно бесплатное обучение в качестве военных летчиков с перспективой дальнейшей службы в Реджиа Аэронаутика - Королевских военно-воздушных силах. Упустить такой блестящий шанс было просто невозможно.

По прибытии в Италию Винченцо - именно так теперь называли сослуживцы своего нового заокеанского товарища - первым делом принялся за изучение языка, поскольку знал по-итальянски всего несколько фраз. В семействе Патриарка даже представители старшего поколения говорили в основном на английском. Постоянная практика сделала свое дело, и вскоре американец мог понимать инструкторов, почти не прибегая к услугам переводчика. После прохождения курса первоначальной подготовки Винченцо был переведен в школу истребительной авиации в Гориции и окончил ее весной 1935 года.
Как раз в это время итальянское военное и политическое руководство готовилось к войне с Эфиопией. Этот конфликт, начавшийся 3 октября 1935, стал для Патриарки первым реальным боевым опытом. Винченцо прибыл в Эритрею 31 августа и поначалу служил в 103-й разведывательной эскадрилье в качестве пилота двухместного самолета Ro.37 "Линче", а в конце месяца получил приказ о переводе в 106-ю истребительную эскадрилью, вооруженную устаревшими машинами "Фиат" C.R.20, максимальная скорость которых не превышала 270 км/ч. Но поскольку никакого противодействия со стороны крайне малочисленной неприятельской авиации не предвиделось, итальянские летчики могли чувствовать себя в эфиопском небе спокойно. На протяжении всего периода действий истребители не провели ни одного воздушного боя, совершая вылеты лишь на разведку и штурмовку наземных целей.
Впрочем, даже в таких на первый взгляд комфортных условиях Винченцо не удалось приобрести достаточного боевого налета. Уже по прибытии в Массауа выяснилось, что американец очень плохо переносит чрезвычайно жаркий местный климат. А с учетом того, что температура в кабине C.R.20 во время полета обычно и так была довольно высокой и некомфортной для пилотов, Патриарка рисковал получить тепловой удар всякий раз, когда поднимался в воздух. Памятуя об этом, командир эскадрильи допускал его к выполнению заданий лишь в наиболее прохладные по эфиопским меркам дни, так что общее количество вылетов, произведенных Винченцо за всю войну, не превысило двух десятков. Единственная встреча с врагом, завершившаяся применением оружия, состоялась и вовсе лишь единожды. 25 декабря 1935 года воздушный патруль, в состав которого входил Патриарка, был обстрелян с земли эфиопскими пехотинцами. Развернув истребители, итальянцы произвели штурмовку, нанеся противнику значительный ущерб. При этом отличился и Винченцо, успешно атаковавший позицию зенитного пулемета. Но и сами авиаторы понесли потери: один из "Фиатов" получил повреждения и его пилот Аттилио Аллавена пошел на вынужденную посадку. Луиджи Васки попытался приземлиться рядом, чтобы вывезти сбитого товарища, однако на пробеге скапотировал и тоже остался на занятой эфиопскими войсками территории. Благодаря усилиям оставшейся в воздухе тройки, продолжавшей обстреливать неприятеля до полного израсходования боекомплекта, Аттилио и Луиджи не были схвачены на месте и оторвались от преследования. Трое суток они пробирались к своим, оставаясь в укрытиях днем и совершая переходы по ночам, и все же 28 декабря эфиопы обнаружили и убили обоих. 

В мае 1936 года война официально завершилась, хотя эфиопские вооруженные отряды продолжали вести партизанскую борьбу против оккупантов. Патриарка вернулся в Триест, но спустя всего три месяца краткий период мирной жизни для него закончился. В июле в Испании вспыхнула гражданская война. Лидеры мятежников-националистов обратились за военной помощью к потенциальным союзникам, и в конце месяца в Италии начался набор добровольцев для участия в боевых действиях на Пиренейском полуострове. Винченцо сразу же откликнулся на этот призыв и в начале августа был включен в состав второй группы итальянских летчиков и технических специалистов, направлявшихся в Испанию. Кроме него в эту группу вошли командир капитан Винченцо Декуаль, Джузеппе Ченни, Эрнесто Монико, Виттор Уго Чеккерелли, Джузеппе Аввико, Джованни Батиста Магистрини, Гвидо Пресель, Адамо Джульетти, Сирио Сальвадори, Анджело Боэтти и Бруно Кастеллани, а также трое специалистов по сборке самолетов и трое механиков. Поскольку миссия держалась в секрете, всем добровольцам были присвоены псевдонимы. Так, Патриарка проходил во всех документах под фамилией Бокколари.
14 августа 1936 года транспорт "Нереиде", на котором плыли Винченцо, его товарищи, а также 12 истребителей C.R.32, прибыл в порт Мелилья, расположенный на средиземноморском побережье Западной Африки. Таким образом, вторая группа итальянских летчиков добралась до места назначения на 10 дней раньше первой, сильно задержавшейся по пути в Виго из соображений безопасности. В течение следующих трех дней "Фиаты" проходили сборку и испытания на аэродроме Надор, а 18 августа самолеты и экипажи уже были готовы к перелету в Севилью.

Итальянские авиамеханики завершают сборку и подготовку к эксплуатации истребителей C.R.32, прибывших на транспорте "Нереиде" вместе с летчиками и техническим персоналом для участия в Гражданской войне в Испании на стороне националистов. Эти самолеты вошли в дальнейшем в состав 1-й истребительной эскадрильи, командовал которой капитан Винченцо Декуаль. На фотографии хорошо видны итальянские опознавательные знаки на крыльях аэропланов. По бортам уже нанесены круги черного цвета под опознавательные знаки военно-воздушных сил испанских националистов. Марокко, аэродром Надор, 16 августа 1936 года.
Итальянские авиамеханики завершают сборку и подготовку к эксплуатации истребителей C.R.32, прибывших на транспорте "Нереиде" вместе с летчиками и техническим персоналом для участия в Гражданской войне в Испании на стороне националистов. Эти самолеты вошли в дальнейшем в состав 1-й истребительной эскадрильи, командовал которой капитан Винченцо Декуаль. На фотографии хорошо видны итальянские опознавательные знаки на крыльях аэропланов. По бортам уже нанесены круги черного цвета под опознавательные знаки военно-воздушных сил испанских националистов. Марокко, аэродром Надор, 16 августа 1936 года.

Столица Андалусии пленила молодого американца, поселившегося в самом центре города в гостинице "Мажестик", где обычно останавливались актеры, музыканты, оперные певцы и тореадоры. В своем дневнике Патриарка писал следующее:

"Севилья - счастливый город. В общественных местах люди веселые и дружелюбные, группы молодежи танцуют фламенко. Цыгане лучше всех. Я часто останавливаюсь, чтобы послушать гитары, и их звучание меня завораживает."

Однако Винченцо оказался в Испании вовсе не затем, чтобы наслаждаться жизнью в свое удовольствие - 27 числа он совершил свой первый боевой вылет в этой войне, а 11 сентября одержал первую победу в воздушной схватке.
Вечером того дня на аэродром Касерес, где базировалась 1-я истребительная эскадрилья под командованием капитана Декуаля, поступило сообщение о республиканских самолетах, появившихся над позициями националистов в районе Талаверы. По тревоге в воздух поднялось звено "Фиатов" во главе с самим Декуалем, ведомыми у которого летели Джузеппе Аввико и Винченцо Патриарка. Выйдя в заданный район на высоте около 2000 метров, итальянцы обнаружили справа и ниже три вражеских легких бомбардировщика "Бреге" XIX, а в стороне и на 1000 метров выше - одиночный истребитель "Ньюпор-Деляж" NiD.52. Декуаль и Аввико нацелились на бомбардировщики, в то время как Патриарка завязал дуэль с пилотом "Ньюпора". На виражах NiD.52 был лучше "Фиата", но по скорости и скороподъемности уступал итальянской машине очень сильно. Воспользовавшись этим, американец сразу перевел бой на вертикальные маневры, быстро зашел противнику в хвост и открыл огонь:

"Я приник к прицелу, его самолет движется в перекрестии сетки, и когда он оказывается в самом центре - нажимаю гашетку и выпускаю очередь. Я слежу за дымами трассеров и вижу попадания в фюзеляж, а через долю секунды следует вспышка. Пламя охватывает правый борт самолета, голова летчика склоняется на край кабины. Я повторяю про себя: "Давай же, прыгай!" Быть может, я даже кричал это вслух. Я следую за ним, пока он не падает на землю в облаке дыма и пламени. Делаю разворот, поднимаюсь вверх и вижу наших парней. Декуаль и Аввико кружат, ожидая меня. Я становлюсь в строй и направляюсь домой, поглощенный воспоминанием о том, что только что произошло, и возношу молитву за него - летчика, который, как и я, пытался исполнить свой долг."

Пилотом сбитого Патриаркой "Ньюпора" являлся служивший в Интернациональной эскадрилье 19-летний британский доброволец Брайан Даглас Гриффин, и увы, он был не единственным, кто расстался с жизнью в том бою. Капитан Декуаль смог сбить один из бомбардировщиков, стрелок-наблюдатель которого погиб, а пилот Франсиско Портильо Ортега спасся на парашюте, смог избежать плена и той же ночью благополучно вышел к своим, перейдя линию фронта.

Четвертый по счету боевой вылет в той войне едва не стал для Винченцо последним. Вечером 13 сентября три республиканских морских бомбардировщика "Вилдебист" в сопровождении двух истребителей NiD.52 нанесли бомбовый удар по позициям франкистов под Талаверой. Над линией фронта эти самолеты были перехвачены звеном "Фиатов", пилотами которых были испанец Хоакин Гарсия Морато и его итальянские ведомые Джанлино Баскиротто и Винченцо Патриарка. Завидев неприятеля, оба "Ньюпора" отважно ринулись в бой, дав возможность подопечным благополучно уйти. При этом сами они оказались в отчаянном положении, поскольку сражались в меньшинстве против куда более совершенных C.R.32. Пока Морато и Баскиротто разбирались с одним, Винченцо вел поединок против другого, пилотируемого морским летчиком Карлосом Молинером. В один из моментов схватки авиаторы пошли в лобовую атаку и Патриарке удалось добиться серии точных попаданий в середину крыла NiD.52, где располагался топливный бак. Вытекший из пробоин бензин тут же воспламенился, но республиканский авиатор не попытался спастись. Возможно, Молинер был убит или тяжело ранен попавшей в кабину пулей, или же принял осознанное решение идти на таран, но факт остается фактом - горящий "Ньюпор" продолжил нестись на противника, не сворачивая с курса. В последний момент Винченцо попытался избежать столкновения, однако не преуспел - стойки шасси NiD.52 ударили по левой части верхнего крыла "Фиата". Самолет потерял управление, начал падать и американцу ничего не оставалось, кроме как выпрыгнуть с парашютом. Ветер сносил летчика в сторону позиций, занятых республиканцами, и вскоре совсем рядом с Патриаркой засвистели пули, выпущенные с земли вражескими пехотинцами. По счастью, те оказались неважными стрелками и ни разу не попали в цель. Винченцо благополучно приземлился и попытался укрыться от продолжающегося обстрела:

"Я оказываюсь в сухой канаве, ложусь, чтобы спрятаться, отстегиваю парашют и отползаю. Метров через 20 начинаю бежать в сторону реки, вокруг меня свистят пули. Когда поднимаемые ими фонтанчики земли приближаются - бросаюсь в ближайшую воронку. Огонь становится менее интенсивным, я снова вскакиваю и бегу изо всех сил. Вдруг взрыв передо мной сбивает меня с ног, я боюсь, что ранен и некоторое время ошеломленно лежу. Проверяю, не течет ли кровь, но к счастью, все в порядке. Я снова пытаюсь бежать, рядом раздается второй взрыв, я скатываюсь в какую-то яму и обнаруживаю в ней человек десять республиканских милиционеров. Они удивлены не меньше моего, никто не шевелится и не понимает причин столь внезапного "визита". Потом один из них, не говоря ни слова, встает и идет на меня со своей винтовкой, и бьет штыком, от которого я уклоняюсь. Лезвие рассекает рукав под мышкой, а мушка царапает бок. Я отталкиваю его ногой и хватаю винтовку, другие милиционеры хватают меня, а двое удерживают нападавшего на меня товарища."

Так Винченцо оказался в плену. После обыска и изъятия пистолета, а также некоторых личных вещей, Патриарку отвезли на заброшенную фабрику близ Толедо, где его допросил полковник Хосе Асенсио Торрадо. Республиканский офицер отнесся к пленному очень хорошо, был предельно вежлив, а в конце беседы даже угостил летчика кофе с печеньем и подарил пачку сигарет. Впрочем, это еще не значило, что все угрозы миновали - если один вражеский командир проявил благородство, то другой запросто мог оказаться жестоким фанатиком. Тем более такие прецеденты уже были - 4 сентября попавший в плен итальянский авиатор Эрнесто Монико, которого Патриарка хорошо знал, был застрелен без какого-либо повода вскоре после допроса. Против Винченцо могло сработать еще одно обстоятельство: в том же самом бою, когда он попал под таранный удар Карлоса Молинера, Джанлино Баскиротто сбил второго республиканца - знаменитого Феликса Уртуби Эркиллу. Уртуби был частым героем пропаганды и после его гибели сразу возник миф о том, что это именно он, а не Молинер совершил таран. Таким образом, Патриарка становился в глазах своих врагов причастным к смерти национального героя.

Отчетливо сознавая всю опасность своего положения, на всех дальнейших допросах Винченцо не пытался "запираться", а напротив, выкладывал практически все, о чем ему было известно. В свою очередь республиканцы быстро сообразили, какой козырь оказался в их руках, и попытались переманить пленного на свою сторону, чтобы затем использовать в целях пропаганды. Для этого они применяли различные методы психологического давления - например, за месяц пребывания в мадридских тюрьмах Патриарке дважды устроили инсценировку расстрела, а спустя несколько дней внезапно попросили починить автомобиль "Фиат" 509, после чего смягчили режим заключения. Наконец, 26 октября на заседании 6-го суда Мадрида Винченцо было официально предъявлено обвинение в преступлении, выразившемся в "помощи восстанию". Угроза возможного смертного приговора оставалась вполне реальной, но тут в дело вмешались представители американской прессы и дипломатии.

Первая встреча с соотечественником состоялась еще 25 сентября. В тот день заключенного посетил секретарь посольства США в Испании Эрик Венделин, который внимательно выслушал рассказ Винченцо о службе в рядах итальянских ВВС и обстоятельствах пленения, а затем пообещал оказать все возможное содействие в деле освобождения и возвращения в Штаты. Следующими визитерами стали журналисты Джей Аллен и Луис Фишер. Они взяли у Патриарки подробное интервью и сказали, что если тот будет в точности следовать их рекомендациям, то успех дела почти гарантирован. 30 сентября в газете "Чикаго геральд трибьюн" появилась первая статья о злоключениях летчика американского происхождения в испанском плену. Оставив фактическую основу как есть, Аллен представил Винченцо юным берассудным авантюристом, ввязавшимся в войну исключительно по собственной недалекости и теперь искренне и горько раскаивающимся в этом. Последнее, разумеется, не соответствовало действительности, но на читательскую аудиторию произвело именно то впечатление, на какое и рассчитывал автор. Первая публикация подняла в американской прессе мощную волну, благодаря чему Патриарка оказался в центре общественного внимания. 12 октября государственный секретарь США Корделл Халл обратился к председателю республиканского правительства Испании Франсиско Ларго Кабальеро с просьбой о помиловании летчика, указав на то, что казнь Винченцо вызвала бы
"широкую враждебную реакцию среди американского народа, столь благожелательно настроенного по отношению к испанскому республиканскому правительству". Кроме того, для спасения Патриарки в США с подачи итальянской диаспоры был создан целый общественный комитет, деятельность которого демонстрировала степень заинтересованности простых граждан судьбой пленного, и безусловно, оказывала влияние на быстроту принятия политического решения.

В итоге республиканцы не стали упорствовать. 6 ноября Винченцо получил свободу и был доставлен в здание посольства США в Мадриде. По тайной предварительной договоренности, которая никак не афишировалась, в обмен франкисты освободили одного из летчиков-интернационалистов, воевавших на стороне республиканцев. А 27 числа того же месяца Патриарка выехал в Валенсию и на борту американского крейсера "Рейли" отплыл в Марсель, куда прибыл спустя три дня. Далее он получил от сотрудников посольства США билет на пассажирский лайнер "Манхэттен" и 10 декабря 1936 года вернулся в Нью-Йорк.
На родине Винченцо встречали как настоящую "звезду". Первые несколько недель он только и делал, что давал интервью и участвовал во всевозможных пресс-конференциях. Известность Патриарки оказалась настолько велика, что в феврале 1937 года он стал одним из героев комикса "Hall of fame of the air", посвященного знаменитым авиаторам. Художником, выполнившим иллюстрации к этому комиксу, являлся бывший летчик, ветеран Великой войны Клэйтон Найт, а автором пояснительного текста - легендарный ас Эдвард Рикенбакер.

Фрагмент комикса из серии "Hall of fame of the air", посвященного Винченцо Патриарке
Фрагмент комикса из серии "Hall of fame of the air", посвященного Винченцо Патриарке

Однако вся эта популярность не приносила большого дохода, а возвращаться к профессии парикмахера Винценцо не собирался. В начале 1937 года он решил поступить на службу в военно-воздушные силы США, и тут выяснилось, что с точки зрения американских военных стаж Патриарки в итальянских Королевских ВВС не имел ровным счетом никакого значения. Авиатору предложили по новой пройти полный курс обучения, а это бывалый воздушный боец счел для себя абсолютно неприемлемым и даже оскорбительным. На протяжении шести месяцев он работал в отцовской парикмахерской, после чего, наконец, обратился в итальянское консульство в Нью-Йорке с вопросом о возможности возвращения в ряды Реджиа Аэронаутика. Положительный ответ не заставил себя ждать, и 27 июля Винченцо отплыл на лайнере "Сатурния" из Нью-Йорка в Неаполь. Там его восторженно встретили старые товарищи, и вскоре Патриарка получил назначение в 91-ю истребительную эскадрилью.

К лету 1940 года Винченцо уже летал на новом истребителе-моноплане M.C.200 "Саетта" в составе 369-й эскадрильи. После начала боевых действий против Франции он совершил несколько боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков, ни разу не повстречав воздушного противника. В марте 1941-го эскадрилья перебазировалась на территорию Албании, и там Патриарка успел принять участие еще в нескольких аналогичных рейдах на цели, расположенные в Греции. Однако вскоре летчик подхватил серьезное воспаление легких и был эвакуирован с фронта в Неаполь на транспортном самолете. Болезнь протекала очень тяжело и на полное выздоровление у Винченцо ушло почти полгода. Затем последовал недолгий период восстановления летных навыков, и лишь 30 октября авиатор вернулся к боевой работе в новом для себя амплуа ночного истребителя.
356-я эскадрилья, в которой теперь служил Патриарка, базировалась в Неаполе на аэродроме Каподикино. На ее вооружении состояли истребители C.R.42 "Фалько" - очень маневренные самолеты-бипланы, но на тот момент времени уже морально устаревшие. Их вооружение состояло из двух крупнокалиберных пулеметов, что было недостаточно для эффективной борьбы с британскими бомбардировщиками, и к тому же на C.R.42 не было никакого специального оборудования для ночного поиска воздушных целей. Поднимаясь на перехват, летчики руководствовались командами, поступающими по радио с земли, и искали противника визуально, стараясь разглядеть силуэты неприятельских машин на фоне более светлых участков неба. Понятно, что при подобном раскладе успешные перехваты и воздушные победы были большой редкостью, но все же Винченцо смог стать одним из немногих, кому удалось провести результативный ночной бой.

Винченцо Патриарка на летном поле аэродрома Каподикино возле своего истребителя C.R.42 "Фалько"
Винченцо Патриарка на летном поле аэродрома Каподикино возле своего истребителя C.R.42 "Фалько"

5 декабря 1941 года около 21:30 двадцать британских двухмоторных бомбардировщиков "Веллингтон" из 40-й и 104-й эскадрилий появились над Неаполем. Навстречу им поднялись пилоты C.R.42, в числе которых был и Патриарка. Вскоре ему удалось установить визуальный контакт с одним из вражеских самолетов и начать атаку. Производить нападение на большой скорости было нецелесообразно, поскольку сбить неприятеля с одного захода практически не представлялось возможным, а во время разворота на второй заход пилот истребителя неизбежно терял на какое-то время цель из виду с очень большой вероятностью не найти ее снова в темноте. Поэтому следовало идти на риск и уравнивать свою скорость со скоростью бомбардировщика, подставляясь при этом под огонь хвостовой спаренной пулеметной установки "Веллингтона". Винченцо именно так и поступил. В течение некоторого времени противники осыпали друг друга градом пуль с дистанции, не превышавшей 150 метров, и в этом поединке атакующий взял верх. Поразив в итоге хвостового стрелка, Патриарка перенес огонь на моторы бомбардировщика, после чего британский самолет загорелся и начал падать. Пилот пайлот-офицер Дональд Фредерик Хатт и второй пилот пайлот-офицер Йен Миллер успели выпрыгнуть с парашютами и попали в плен. Штурман пайлот-офицер Артур Джон Пайл, а также стрелки сержанты Льюис Джеймс Эбботт, Уильям Генри Пул и Туссен Жозеф Арсено погибли. Истребителю тоже досталось: вся хвостовая часть "Фалько" начиная от кабины была изрешечена пулями, к тому же в пылу схватки Винченцо потерял ориентировку. Не без труда определившись со своим местоположением, он совершил посадку на аэродроме Капуя на последних каплях горючего.
На следующий день Патриарка навестил Хатта и Миллера в госпитале Нола, куда тех поместили после пленения. Во время боя Дональд получил ожоги рук и лица, а Йен отделался поверхностным ранением в голову, не представлявшим опасности для жизни. Вчерашние враги пообщались друг с другом без малейшей неприязни, а на прощание Винченцо оставил англичанам в подарок несколько пачек сигарет.

Обломки британского бомбардировщика "Веллингтон" Mk.Ic, сбитого Винченцо Патриаркой в воздушном бою 5 декабря 1941 года
Обломки британского бомбардировщика "Веллингтон" Mk.Ic, сбитого Винченцо Патриаркой в воздушном бою 5 декабря 1941 года

Эта победа стала третьей и последней в боевой карьере Винченцо Патриарки. Повторить успешный ночной перехват в последующих вылетах ему так и не удалось. В июле 1942 года авиатор познакомился во время отпуска с девушкой по имени Мария Палумбо, и 31 января следующего года она стала его женой. Двумя месяцами ранее произошло еще одно важное событие: поскольку Винченцо имел двойное гражданство, командование отстранило его от боевой работы и направило на должность инструктора в центр подготовки ночных истребителей Тревизо. Такое решение было принято исходя из морально-этических соображений - американская авиация уже активно действовала на Средиземноморье и начальство не хотело вынуждать летчика сражаться против собственных соотечественников.

Когда 8 сентября 1943 года Италия капитулировала, Патриарка находился в Ферраре на севере страны. Эта область была сразу же оккупирована германскими войсками, и вскоре авиатор получил предложение вступить в ряды военно-воздушных сил новообразованной Итальянской социальной республики, во главе которой встал Бенито Муссолини. Винченцо ответил отказом, заявив, что на его век уже хватит войн, и тем навлек на себя неудовольствие немцев. Уже в статусе военнопленного он был отправлен в один из лагерей, расположенных на территории Польши близ Торуни, и провел в заключении четыре месяца, пока не был освобожден благодаря личной протекции Витторио Муссолини - сына итальянского диктатора. Вернувшись в Италию в феврале 1944-го, Патриарка вместе с женой и сыном Антонио поселился в небольшой деревне близ Тревизо и до момента окончания Второй мировой войны не имел больше отношения к военной службе.
Как только в Европе наступил мир, Винченцо поспешил вернуться к любимой профессии - теперь уже в качестве пилота новых итальянских ВВС. В июле Министерство авиации утвердило его прошение, и ветеран трех войн снова сел в кабину боевого истребителя. До 1951 года он летал на самолетах американского производства F-51 "Мустанг", а затем освоил реактивный DH-100 "Вампир". В январе 1959 года Винченцо Патриарка вышел в отставку по достижении предельного возраста 46 лет, 26 из которых он отдал военной авиации своей новой родины. Все эти годы он прослужил в унтер-офицерском звании.

Винченцо Патриарка позирует на фоне своего реактивного истребителя DH-100 "Вампир"
Винченцо Патриарка позирует на фоне своего реактивного истребителя DH-100 "Вампир"

Michael Traurig