Найти тему
Сретенский монастырь

МИЛОСТИВОЕ И ЛЮБЯЩЕЕ, ВСЕПРОЩАЮЩЕЕ СЕРДЦЕ ОТЦА

Вторая подготовительная Неделя перед Великим постом называется Неделей о блудном сыне, согласно евангельской притче, в которой рассказывается о безмерной и безграничной любви отца и об отношениях его сыновей – младшего, растратившего всё имение и все свои способности, и старшего сына, но не мудрого, а ревнивого и якобы справедливого.

Этот всем так хорошо известный пример поведения блудного сына, противопоставленные ему мотивы слов старшего сына и всепокрывающее милосердие отца стали моделями общения в обществе и источниками вдохновения для культуры.

При всей концентрации притчи на характере и поведении младшего, блудного сына, основным образом для нас с вами в смысле покаяния, разумеется, является милостивое сердце отца, прообразущее Отца Вседержителя, Бога Отца.

Сыновья в правдивости и живописности своих страстей подчеркивают непреложность и неизменность чадолюбия отца. Младший пожелал взять свою долю наследства и уйти из отчего дома. Снисходя к свободе неразумного и неокрепшего сына, папа отпускает свое чадо с миром. Свобода пьянит, вседозволенность постепенно растрачивает все данное отцом. Происходит так, как и предполагало сострадающее сердце отца, но слабому, хотя и самостоятельному юноше не помочь – он далеко.

Весь тот ужас, который испытал сын «на стороне далече», кратко описанный в притче: вынужден был хотеть есть рожки, то есть то, что едят свиньи, – оставим на совести блудного сына. Ведь мы говорим об отце.

Отец ждал, отец молился и, вспыхивая праведным гневом, плакал, осаждая его, надеялся увидеть своего непутевого сына. Мы видим, как он выбегает навстречу сыночку, когда тот еще далеко от дома – это значит, что папа так делал не раз.

Знаете, почему мы точно можем сказать, что отцовская молитва была услышана? Блудник не впал в отчаяние. Заблудший молодой человек был доведен до самого униженного и разрушительного состояния, но воспрял духом, опомнился и не искал способа окончить свою никчемную жизнь.

Опустившись на самое дно, социальное дно, как сейчас говорят, грешник оттолкнулся что есть силы от него и начал всплывать. Во-первых, неиссякаемое долготерпение отца стало опорой, которая послужила распутнику для толчка. Во-вторых, молитва отца стала той силой, которая подняла сына со дна, ведь юноша надеялся увидеть лицо отца и попроситься к нему на работу.

Исповедь сына, осознающего себя рабом, так глубока, что затрагивает не только вину перед своим родителем, но касается нарушения Богом данного порядка в мироздании – «согрешил против неба».

Неизреченная радость о вернувшемся сыне была так велика, она переполняла хозяина дома так, что одежда, дары и пир, а также служение рабов отца – все было в преизбытке, что вызывало зависть.

Из «Аскетической проповеди» святителя Игнатия (Брянчанинова) мы можем узнать, что означают образы старшего и младшего сыновей, что есть наследство отца, дальняя страна, растрата имения и другие вещи из притчи Господней.

Но невозможно умолчать о премудрой любвеобильности отца, которая распространяется и на старшего сына. Мы помним, каким предстает старший, все исполняющий по правилам, следующий воле отца и вдруг позавидовавший тем чувствам, которые были на лице родителя при виде младшего, пусть блудного, но ведь родного сына. Во-первых, отец открывает старшему, что тот всегда с ним, значит под защитой, в благодати, а во-вторых, что все отцовское – это его. Царствуй на славу!

Обучение любви самой любовью происходит на глазах всех домашних. «Возрадуемся и возвеселимся, – говорит отец, – ведь не кто иной, а твой брат был мертв и ожил». Исполненная радости любовь отца – это не помянувшая грехов и нанесенной обиды младшего сына всеоткрытость и доступность отца для старшего.

Рассказ о преподобном Давиде, разбойнике, так и объясняет слова этой притчи о несравненной любви Божией к любому к Нему открытому сердцу.

Игумен одного монастыря не принимал преклонного летами человека. «Да знаешь ли ты, кто я? Давид, атаман разбойников».

Дело было так. Главарь со своей бандой наделал много зла людям, но однажды, размышляя о своей жизни, он пришел в страх и трепет, бросил все и всех и решил удалиться в монастырь. Но... его не пускали.

«Если ты не примешь меня, – грозно предупредил Давид, – примусь за старое, приведу сюда банду и разорю монастырь». Надеюсь, вы догадываетесь, что все закончилось благополучно и старый разбойник был пострижен в ангельский чин – монашество. И даже, как говорит житие, после долгих подвигов совершал чудеса.

Радость бывает пред ангелами Божиими хотя бы об одном кающемся грешнике.

Иеромонах Иона (Кудряков)

На сайте: https://monastery.ru/bogosluzhenie/propovedi/milostivoe-i-lyubyashchee-vseproshchayushchee-serdtse-ottsa/

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.