Продолжаю показывать какие еще есть альтернативные способы коммуникации - на мой взгляд очень похоже на раннюю версию ПЕКС:) Упрощенную версию.
"Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы)
происходит из Канады (Maharaj, 1980). Это система впервые стала
применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлыми
интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой
стилизованные рисунки, образующие силуэт на фоне.
Пиктографические системы создаются с учетом лингвистических
систем и среды проживания людей. При этом учитывается не только
географическая среда, но даже населенный пункт – мегаполис, небольшой
город или село. В качестве примера можно привести Пиктографическую
коммуникативную программу М. Либерофф, доступную для работы
с детьми, начиная с 4-летнего возраста. Программа включает комплекс из 340 изображений, сгруппированных по категориям: действия, имена
прилагательные, приказы, просьбы и выражения чувств, вопросы,
местоимения и наречия, имена существительные.
Изображения подобраны таким образом, чтобы ребенок мог выразить
свои потребности, желания и эмоции с помощью одной карточки. Они
включают:
• реальные изображения предметов и ситуаций. Особенно такие
изображения, которые трудно найти в детских книгах
с иллюстрациями, но часто употребляющиеся, например, "правая
рука";
• символические изображения общего на примере частного. Например,
"открой" – изображен ребенок, открывающий коробку;
• парные изображения, например, "много – мало";
• символы-вопросы;
• символы для обозначения некоторых универсальных понятий, как,
например, "еще";
• карточки с цифрами, дополненными изображениями соответствующего
количества палочек;
• карточки с изображением цветов спектра.
Стандартные изображения дополняются фотографиями близких людей.
и универсальные, чем Блисс-символы. Словарь ограничен и, в целом,
не предназначен для комбинирования в более сложные значения, хотя
из пиктограмм можно складывать предложения. Относительно маленький
словарь ограничивает число возможных значений и предложений, но, если
пользователь нуждается в больших возможностях, чем даёт словарь из 1400
слов, можно добавлять слова из других систем.Преимущества и недостатки пиктограмм
Пиктограммы проще Блисс-символов, поэтому родителии специалисты легко их понимают. Но в то же время они менее гибкие
Пользователи PIC
Коммуникация с помощью пиктограмм – один из видов альтернативной коммуникации, который активно используется при работе
с детьми, имеющими различные проблемы развития. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), неговорящие дети с множественными нарушениями развития, а также дети с выраженными когнитивными проблемами при генетических заболеваниях одинаково нуждаются в знакахпосредниках, позволяющих им проявить свои желания, предпочтения или знания. Использование пиктограмм принесло большую пользу многим людям, но популярность этой системы может приводить и к неоправданному широкому её применению. Иногда пиктограммы рекомендуются людям, которые могли бы пользоваться Блисс-символами или даже обычным письмом.
Цитата из методического пособия «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»Особенности обучения
В большинстве случаев используются черно-белые изображения,
заменяющие слова.
• изображения прикрепляются к соответствующим объектам;
• педагог в ситуативно-деловом общении указывает на пиктограммы,
заучивает их с ребенком, стимулирует к показу пиктограмм ребенка;
• существуют различные наборы пиктограмм для коммуникации
Manual Rebus Glossary Cards (118 пиктограмм) Pictogram ideogram communication system – PIC (400 символов) Picsyms (1800 символов)
SPS – рисованные коммуникативные символы Touch Talk – «трогать и говорить».
Широкое распространение получили пиктограммы, используемыефинским логопедом Тула Пули."