Имя Уолта Диснея известно абсолютно всем: это главный сказочник ХХ века, талантливый аниматор и бизнесмен. Влияние компании «Дисней» на культуру ХХ века сложно переоценить – Микки Маус, принцессы, семейная анимация, новый подход к мультфильмам.
Но каким же был сам Уолт Дисней? На фотографиях мы видим улыбчивого мужчину, который следовал за мечтой. Но за их исполнение всегда необходимо платить, и здесь оказывается, что Уолт Дисней – скорее злая мачеха, чем фея-крестная.
Автор: Елизавета Фандорина, лектор по кино
Каждый этап карьеры Диснея сопровождался скандалом: например, права на персонажа «Счастливого кролика Освальда», созданного им вместе с напарником-аниматором Абом Айверксом, украла студия Universal. Это сделало Диснея подозрительным, после этого в мультфильмах не указывались имена работавших над картиной художников, и вместо этого в титрах значилось «Walt Disney Productions». По этой причине их отношения с Айверксом ухудшились, и тот покинул студию. А ведь именно Аб Айверкс придумал знаменитого Микки Мауса!
«Белоснежка и семь гномов» стала настоящим прорывом в мире анимации, ведь никто и не думал, что мультфильм может соперничать с кино. Ради этого оскароносного проекта Дисней заложил дом – можно лишь удивиться его вере в идею. При этом он заставлял аниматоров перерабатывать (многие из них начали терять зрение) и достаточно жестко расправлялся со всеми, кто был с ними не согласен. Ради своих целей он не жалел никого: например, актрису Адриану Каселотти, подарившую голос Белоснежке. Девушка не получила даже билетов на премьеру и пробралась на нее тайно. Дисней считал, что если публика узнает, как выглядит актриса, то сказка рассеется, и голос перестанет ассоциироваться с принцессой. Он не дал актрисе сделать карьеру, из-за влияния Диснея ей просто не давали работу.
Дисней был настоящим диктатором: он запрещал аниматорам разного звена общаться между собой, не брал на работу женщин. С женщинами у него были связаны особенные страхи – к примеру, он перестал брать на премию «Оскар» свою жену, т.к. считал, что не получает статуэтку именно из-за нее.
Когда ряд ведущих аниматоров (Дэвид Хильберман, Арт Бэббит, Джон Хабли и др.), придумывавших «Белоснежку», «Пиноккио» и «Бэмби», ушли со студии, заявив, что мультики создает не Дисней, а сотни его сотрудников, Уолт не растерялся и обвинил их в пособничестве коммунизму. Остальным сотрудникам он запретил вступать в профсоюзы под угрозой увольнения. При этом он дружил с Сергеем Эйзенштейном.
Дисней часто использовал в своих мультфильмах расистские образы, а еще приглашал на свою студию главного режиссера Гитлера – Лени Рифеншталь. А его попытка снять антирасистский фильм «Песни Юга» превратилась в один из образцов романтизации рабства. Чтобы избежать скандалов, он провел премьеру в Атланте, где на момент 1946 года еще в силе были сегрегационный законы. По этой причине премьеру не смог посетить сам дядюшка Римус (главный герой) — актеру Джеймсу Баскетту не дали даже снять номер в отеле.
Словно для того, чтобы дополнить свой образ суперзлодея, он даже пытался договориться о заморозке своего тела (с целью воскрешения). Но не успел. Он умер от рака легких, так и не внеся этот пункт в завещание.
Учитывая все эти факты, можно по-разному относиться к Уолту Диснею, но совершенно невозможно отрицать его беспрецедентное влияние на мировую анимацию. Даже Союзмультфильм, вероятно, не появился бы, если бы короткометражные мультфильмы Диснея не очаровали зрителей Московского кинофестиваля в 1935 году. Подробно о том, как Дисней изменил анимацию, вы узнаете на нашем большом кинокурсе, в блоке «История анимации».