Историю автомобилей можно изучать даже по отдельным деталям. Например, по тому, как менялись и меняются крыши у машин, можно понять, что происходит не только в автомобильной индустрии, но и в мире вообще.
XIX век
В то время, когда машины представляли из себя, по сути, кареты и повозки с мотором, крыши у них или отсутствовали в принципе или были больше похожими на тент — некий аналог зонта.
1900–1920
На заре автомобилестроения шасси с силовыми агрегатами и кузова для машин производили не только разные люди, но и разные компании. Клиент просто заказывал удовлетворяющую его требованиям техническую часть у одной фирмы, а потом выбранное им кузовное ателье строило кузов, часто уникальный. Проще и дешевле было делать машины без верха, поэтому то время было эпохой кабриолетов, а жесткая крыша оставалась дорогой и желанной опцией.
1920–1950-е
Автомобиль входит в пору зрелости. Развитие технологий прессовки листовой позволяет существенно изменить сами принципы, по которым строятся машины. Постепенно от рамной конструкции автопроизводители переходят к несущему кузову, и крыша становится важной частью его силовой структуры, даже вклеенные стекла теперь играют роль в общей жёсткости конструкции. В тоже время существовавшая с 1901 года компания Вильгельма Байера — Wilhelm Baier Stockdorf (Webasto) — все больше переориентируется на автомобильную индустрию и с 1932 года начинает выпускать складные крыши для легковых машин и автобусов. В 1956 году Webasto предлагает первую стальную складную крышу.
1960–1980-е
В мире автомобильный бум. На рынке появляются автомобили самых разных форм и типов, все разнообразнее выглядят и их крыши. В 1976 году Webasto представляет революционную новинку — первый в мире стеклянный сдвижной верх.
1990–2000-е
Одной из самых популярных опций становится люк в крыше. В 1990-м году Webasto выводит на рынок люк с электронным управлением и солнечными батареями, в 1995-м — панорамную крышу и крышу-жалюзи, в 2003-м — стеклянную крышу с изменяемой прозрачностью.
2010–2020-е
Все больше моделей автомобилей оснащаются панорамными крышами. Теперь их можно увидеть не только на премиальных машинах, но и на массовых моделях. Львиная доля из них созданы Webasto, как и складные крыши для кабриолетов.
Будущее
Панорамные крыши, помимо автомобилей, можно будет увидеть и на других видах транспорта, включая самолеты — такой концепт уже демонстрировал Boeing. Что же касается машин, то крыши будут получать все новые функции: питать бортовую электронику от энергии солнца, брать на себя развлекательную функцию посредством интегрированных дисплеев и создавать в салоне естественное освещение в любое время суток с помощью встроенных осветительных панелей. Webasto давно ведет работы в этом направлении, так что одно останется неизменным — имя компании, вот уже второй век изменяющей мир. Кстати, большая часть панорамных крыш на новых автомобилях в России создана именно Webasto.
Статья подготовлена редакцией Men's Health и опубликована в февральском номере.
#webasto #панорамные люки #панорамные крыши #автомобилестроение #автомобиль