Найти тему
РГСУ LIFE

СОЦИОЛОГИЯ, ЧАЙ И КОНФЕТЫ

Наш контент-редактор Валерия Паель и корреспондент Светлана Саратова поговорили с Диной Кабдуллиновной Танатовой, деканом факультета социологии, доктором социологических наук, профессором. 

 Первое впечатление от кабинета Дины Кабдуллиновны: мы попали в гости к родной тете! Уютная комната с цветами и симпатичными безделушками, чай и конфетки совсем не ассоциируются с учеными степенями и должностью декана. В такой атмосфере можно беседовать о социологии бесконечно. Вот некоторые кусочки этого «бесконечного» разговора.

 

КТО ТАКИЕ «СОЦИОЛОГИ»?

Вот мы приезжаем в школу и спрашиваем: “все слышали, что такое социология?” И ни один школьник ни разу не ответил «не знаю». То есть сами термины «социология», «социологи», «социологические исследования» в век телевидения, радио и Интернета очень хорошо известны.

А вот кем конкретно они смогут работать, закончив факультет социологии, ребятам приходится рассказывать. Говорим честно – кем они могут быть.

Первое, конечно, это аналитики. Любой пост в социальных сетях, описывающий проблему, новое явление, событие – содержит аналитическую составляющую, смысловой стержень. То есть автор не катит перед собой одну тележку, а видит очень много разных тележек, которые двигаются в разные стороны. Но вместе с тем он улавливает в этом какой-то общий тренд.  И вот это умение видеть глобально – это то, что дано социологам. Мы с первого курса стараемся формировать в студентах аналитическое мышление, аналитическое видение.  Кстати, классики социологии издавна говорили о некоем «социологическом воображении». Это вот как раз умение аналитически подходить ко всем процессам и явлениям, которые происходят в современном обществе.

Второе, это непосредственно полевые исследователи. Их называют по-разному – социологи, анкетеры, интервьюеры, полстеры (модное такое словечко). Как они работают? Вот смотрите. Нам нужно мнение студентов по всей России. Если у нас несколько миллионов студентов – как мы можем получить результат, который отражал бы мнение всех? Делается расчет выборки. Это такое математическое действие, которое позволяет нам из всего массива студентов (это называется генеральная совокупность на социологическом языке), сделать выборочную совокупность. То есть отобрать некоторое количество студентов, которые бы правильно отражали эту генеральную совокупность. Там будет несколько миллионов человек, а мы опросим 1500, ну 2000, 2500 максимум, с теми характеристиками, которые свойственны всему студенчеству. И вот мы опрашиваем только вот такую маленькую часть, но можем экстраполировать полученные данные на все российское студенчество.

НЕ ОДНОГО, А КАК МИНИМУМ ТРЕХ!

Вот, как пример, исследование, которое мы делаем по заказу Правительства РФ. Это мониторинговое исследование, то есть опросы мы будем повторять каждый год – пока, по плану, до 2025 года.

Интерес к этой теме связан с тем, что численность населения РФ, к сожалению, стала уменьшаться. В какой-то момент был подъем в 2000 годах, потом какое-то время она не изменялась, а сейчас стала уменьшаться.

И на это есть естественные причины. Прежде всего, это пандемия. Люди стали осторожничать, не планировать рождение детей, потому что нужно сначала от этой ситуации уйти.

И плюс это естественная убыль населения. Сейчас в нашем обществе, вы наверное об этом слышали, преобладают люди старшего возраста – в связи с тем что рождений мало, а продолжительность жизни стала больше. Получается вот такая парадоксальная ситуация для России, когда детей рождается меньше, а продолжительность жизни растет, людей старшего поколения все больше, а молодых меньше.

Это нежелательная ситуация, поэтому государство и общественные организации, в общем люди, которые мыслят наперед, то есть демографы, социологи и специалисты в разных отраслях социальной сферы, работают над системой мотивации. Нужно, чтобы девушки, молодые семьи планировали рождение детей. И не одного, а как минимум трёх!

И для этого очень много делается. Вот вы слышали про материнский капитал. Сумма достаточно значительная. Конечно, очень много молодых, которые понимают, что государство их поддерживает, и поэтому не боятся планировать рождение ребенка.

Но есть и тормоз в этом. Почему? Во-первых молодые люди сейчас поняли, что такое знания. Ведь как было раньше – пошел в школу, закончил ее, поступил в институт, завершил – и работа. Сейчас всё не так. Сейчас доступ к получению знаний стал открытым. Человек закончил бакалавриат, потом поступил в магистратуру, потом думает – нет, вот этого у меня не хватает, поступил в другую магистратуру, поступил в аспирантуру… Параллельно он учит иностранный язык. Параллельно он ходит на мастер-классы по живописи. И ещё есть масса интересов.

Я конечно не отношусь к молодежи, но я сама такая же. Я когда на фейсбуке коллегам написала о том, что когда у меня есть время, я все время учусь, мне говорят – да куда вам учиться, вы доктор наук, профессор! Но дело в том, что знания быстро обновляются, быстро развиваются технологии. А у молодежи много энергии и желания развиваться, строить карьеру, искать единомышленников. Это же здорово! Поэтому семья и дети всегда откладываются немножко. Вот думаешь – сейчас не время, отложу на потом...

И наша задача сказать им, что это абсолютно не последовательные этапы. Мне кажется, гораздо интереснее, когда мальчик и девочка любят друг друга, поженились, строят вместе карьеру, учатся вместе и воспитывают ребенка. Ребенок вырастет, а у него такие молодые родители перспективные!

И еще проблема в том, что бабушки и дедушки изменились. Раньше, когда только произносили «дедушка» и «бабушка» – это значило возможность «сбагрить» своего ребенка. В мое время это было так. Когда бабушка и дедушка выходили на пенсию, никто не работал и никому в голову не приходило таких мыслей. Все сидели с внуками. Казалось, что жизнь так устроена, если у тебя статус бабушки – ты должен нянчить внуков, а родители должны работать. Что мы видим сейчас? Ситуация выглядит совсем иначе. Современные бабушки и дедушки все учатся, у всех какие-то путешествия, фитнесы, красота… Они все заняты, у всех активная жизнь. И все бабушки которые были сиделками вот это куда-то уже ушло. И чтобы как-то изменить ситуацию с рождаемостью, нужно понимать все эти механизмы.

ЗОЖ – ЭТО НЕ ВАЖНО, А ГИПЕР ВАЖНО!

Исследование проводилось среди школьников и учащихся СПО. Итоги удивительные. Оказалось, что до 14 лет 90% опрошенных пробовали наркотики. Но когда мы спрашиваем «вы сейчас употребляете?», 100% сказало – нет.

 Но у социологов есть приемы, которые позволяют понять, когда говорят правду, а когда нет. Например, мы спрашиваем “ну вот сейчас как?” Они говорят «нет». А потом в конце мы говорим “как вы думаете есть ли у вас наркотическая зависимость?” И вдруг 10% отвечает – «я считаю что есть». Конечно, это говорит о том, что это серьезная проблема, которая до сих пор сохраняется. 10% школьников и учащихся ответили, что у них есть наркотическая зависимость!

И второе, что меня поразило – отношение к здоровью. Спрашиваешь у человека – ты на медосмотр ходишь? Отвечает – нет, никогда. Не ходят. Нет культуры медосмотра. Но это же можно отнести не только к молодежи, но и к взрослым. Они говорят – был у врача лет 10 назад! И взрослый чувствует себя героем и детям его также наплевать. И потом когда, приходит время и начинают вылазить заболевания всякие – уже не выскочить быстро с хорошими результатами.

Поэтому мне кажется, ЗОЖ - это не просто важно, а гипер важно. И не то, что там пропагандировать бегать по утрам, 10 тыс. шагов в день. А чтобы здоровье было ценностью, состоящей из конкретных персональных действий. Как минимум раз в год медицинский осмотр. Когда у человека это в голове осядет, здоровых людей станет намного больше.

НАУКА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ

Наши выпускники выходят с научным представлением о мире, обществе, о взаимодействии людей. Мы учим социологов смотреть «с высоты птичьего полета», чтобы увидеть движение. Представьте, что вы вознесетесь и будете смотреть вниз на людей, различающихся по гендерному признаку, по возрасту, по статусу, по религиозным установкам, по этническим признакам. Вы представляете, какая это разнообразная и разношерстная толпа? Для того, чтобы это все структурировать, мы стратифицируем их, чтобы удобно было работать и видеть, куда какие потоки направляются. Мы делим их на страты, например по профессиям или по семейному статусу: замужем/не замужем, женат/не женат. Мы делим отдельно молодежь – это студенты, которые не учится, а просто работают, это молодая семья - она учится, имеет детей… То есть если стратифицировать их по разным признакам, то этим безусловно удобнее управлять. Потому что для того, чтобы управлять, надо знать кем управлять. Социология как раз все структуирует, стратифицирует и представляет в целом точную структуру общества. 

ЗА ОНЛАЙН ОБРАЗОВАНИЕМ – БУДУЩЕЕ

Моя точка зрения по поводу дистанционного образования категорически отличается от мнения большинства. Обычно родители против дистанционного обучения, преподаватели жалуются, что это «профанация» образования. Но я за онлайн-образованием вижу будущее.

Сейчас мы внезапно «упали» в онлайн образование, потому что не были готовы к этому. Я помню, что скайп раньше использовала раз в полгода, если не реже. И вдруг ускоренно нужно освоить, чтобы качество обучения не пострадало. В начале было очень странное ощущение, ведь мы привыкли находиться в аудитории. Обратился к студентам – видишь их заинтересованные глаза. Я всегда обращалась к кому-то из студентов: “что ты думаешь по этому поводу?” или “подскажи мне”. И всегда это была отдача, беседа студентов и преподавателя. И внезапно все закрыты окошечками! И даже если я всё-таки обращаюсь к студенту, то я уже не вижу его глаз. И настаивать на том, чтобы все студенты включали камеру, я не могу. Ведь у всех разные условия. 

ЗНАНИЯ, А НЕ ДИПЛОМ

Лучшие студенты приходят учиться и получать знание, а не диплом. Люди, которые пришли получить диплом, меня не интересуют. Меня интересуют только те люди, которые пришли за знаниями. И если кто-то жалуется, что преподаватель слишком требовательный, я умиляюсь всегда. Я говорю им, что это самый классный преподаватель! Потому что знания от него останутся у вас навсегда. Те преподаватели, которые добиваются того, чтобы студенты знали его предмет – это великие преподаватели. Поэтому я думаю, что качество образования не зависит от формата обучения, все зависит от самого студента и его желания получить знания.

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ В БУДУЩЕМ

Первое – нужно улучшать качество образования. Все обычно начинают говорить с количественных показателей. А я хочу, чтобы росло качество! Надо же сделать так, чтобы за четыре года бакалавриата концентрировать всю полезную, важную информацию и выдать ее студентам. И чтобы при этом им не было скучно. Вы представляете, какая задача стоит перед преподавателями? Конечно, каждый год образовательную программу переделываем, крутим и так, и сяк для того, чтобы с удовольствием преподавать.

Социология — это наука. Но в тоже время мы понимаем, что бакалавры, которые пришли к нам из школы, этого «не схватят». Вот мы должны зацепить их на первом курсе, создать интерес, который бы не угасал до четвертого. И чтобы студент на четвертом курсе сказал: “Я точно пойду в магистратуру, потому что социология — это жутко интересно”. Поэтому в первую очередь, для того, чтобы факультет развивался, надо работать над качеством. 

Второе - надо открывать новые специальности. Понятно, что сейчас мы готовим концентрировано только социологов, но мне кажется, что здесь важны коллаборации. Вот сейчас, например, я вошла в группу, в которой будут готовить образовательный стандарт по демографии. И мне кажется, что коллаборация демографии и социологии — это очень интересное сочетание. Оно точно выльется в создание образовательной программы, по которой мы будем готовить студентов. Это мои планы на будущее! (Смеется)

СОЦИОЛОГИЯ – ЭТО ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО!

Многие говорят, что социология — это прикладное. Нет, это не только прикладное, это видение будущего! Мы видим какие препятствия есть на пути к обществу будущего. Но в тоже время мы видим, какие сейчас открываются возможности для молодых людей. В нашем университете, главное для нас — это вдохновлять людей, чтобы они стремились, многое знали… А не только сидели в социальных сетях.