Найти тему

"Житие от Джона Стейнбека".

  • "Когда я писал эту книгу, мне не приходило в голову, что моих пайсано можно счесть любопытной или смешной диковинкой, существами, замученными нуждой или приниженными. Все это - люди, которых я знаю и люблю; люди, которые превосходно приспосабливаются к окружающей среде. Такое свойство человеческой натуры зовется истинно философским отношением к жизни, и это - прекрасная вещь. Знай я, что этих людей сочтут забавной диковинкой, я, наверное, не стал бы писать про них" (Джон Стейнбек, из послесловия к повести "Квартал Тортилья-Флэт").

Книги американского писателя Джона Стейнбека мне немного напоминают книги ещё одного большого писателя, и тоже из Америки (правда, из другой) - Жоржи Амаду. Сюжеты бразильского классика - это жизнь бедного населения приморских городков, обитателей нищих кварталов Рио-де-Жанейро. Он обладает цепким вниманием к мелочам, ярким стилем повествования, что передаёт нам атмосферу - всё это делает Амаду очень убедительным писателем. После его книг так и тянет провести отпуск-другой, скитаясь по фавелам. Конечно, шутка - жизнь там явно не сахар. Но Амаду - захватывает!

То же самое можно сказать и про Стейнбека. Его романы - это очень сочное высказывание о непростой жизни бедняков, мелких торговцев, рыбаков.

И сегодня я немного расскажу о книге Стейнбека - "Квартал Тортилья-Флэт".

...

В центре повествования - некто Дэнни. Бродяга, по случайности ставший обладателем аж двух домов. Один благополучно спалили его товарищи практически в начале книги, а вот второму повезло больше - именно он, "Дом Дэнни", а так же сам Дэнни и его друзья останутся навсегда вписанными в историю странного, диковинного квартала под названием Тортилья-Флэт.

Само повествование нас захватывает с первых же страниц. Пожалуй, и не может быть иначе - ведь герои книги, это люди, лёгкие на подъём, не совсем обязательные, не всегда ответственные и, вообще, относящиеся к жизни, как к диковинному приключению, в котором просто необходимо принять самое активное участие. Потому и текст - ясный и лёгкий, - словно бы спешит, опасаясь не успеть рассказать нам обо всём, что произошло с Дэнни и его друзьями. Вы не заметите, как прочтёте произведение!

...

Через ряд происшествий Стейнбек знакомит нас с героями своей книги, отмечая особенности каждого персонажа. Герои Стейнбека настолько живые и выпуклые, что хочется думать - сейчас я сверну на рынок или в подворотню, и обязательно встречу кого-нибудь из них. Ну, или кого-то похожего на них. Например, нам рассказывают о Пабло, который "украл гуся и спрятался с ним в кусты, а гусь ущипнул Пабло, и Пабло закричал, и его поймали". Как обидно, да? Или о Пилоне, который очень любил соседских курей и "руководствовался незыблемым правилом: никогда, ни при каких обстоятельствах не приноси домой перья, голову и лапки, ибо только по ним можно опознать птицу". Как вы уже поняли, компания подбирается очень достойная=)

...

И, вместе с этим, Стейнбек очень нежен к своим героям. Он юморит над ними, его персонажи попадают в передряги, думают о великом и низменном, - и всё же, читатель полон сочувствия и интереса к ним. Дэнни и его друзья, живя по принципу: "любовь, драки и немножко винца - тогда человек всегда молод, всегда счастлив", - всё же полны добрых чувств, нежности и заботы не только друг к другу, но и к соседям. Например, ради вдовы и её детей, которые остались голодными, они обчистили полгорода, завалив сараи припасами. А желая отдать долги, жертвенно продают последнюю одежду. Правда, тут же выкрадывая её назад.

И вот эта, доведённая до абсурда любовь друг к другу, забота о товарище, - всё это делает книгу такой живой, такой запоминающейся, такой светлой. Как длинный, нежаркий, но ясный летний день - может именно это - ощущение светлого дня в тексте - и сближает Стейнбека с Амаду.

...

Некая притчевость свойственна книге, полусказочное изложение, в духе - вот, жил Данни, и творил то и то... И это, да (!) - сближает повесть именно с житием какого-либо святого. Со своим накалом эмоций, со своими страстями, с падениями и искуплением. И друзья Дэнни - не иначе, как ученики, послушники, последователи. Ведь "не следует забывать, что Дэнни теперь причислен к богам", и после его гибели - трагической, - ученики его "повернулись и медленно пошли прочь; и каждый шёл один". Чтобы рассказать об учении другим.

И ты следишь за житием: улыбаясь, переживая, иногда сочувствуя, иногда негодуя - но получая удовольствие. Стейнбек - великий писатель. Цепляющий за самое тонкое.

...

Сам Джон Стейнбек хотел, чтобы книга его была "легкой и в то же время, занимательной и при всём при том правдивой". Думается, он добился этого.

Какая у него в итоге получилась история: плохая ли, в которой "слишком много разного смысла и слишком много всяких уроков, которые противоречат друг другу", или смешная, в которой "нет никакого ясного смысла, и всё-таки кажется, что смысл в ней есть", или ещё какая-то, третья - всё это решать читателям. Но, мне думается, удовольствие вы получите точно!

(Михаил Чебунин).

Картинка из сети
Картинка из сети

#джон стейнбек #стейнбек #квартал тортилья-флэт #американская литература #книжный блог #нобелевская премия по литературе #книжная полка