Найти тему
Филиал Карамзина

«Этих обуть и накормить, а этих расстрелять!» - в отношении кого и при каких обстоятельствам отдал такой приказ Сталин?

В последние годы – в рамках запроса на социальную справедливость – все чаще вспоминается товарищ Сталин. Горячая кавказская кровь в нем уравновешивалась холодным расчетливым умом. А принимаемые им решения порой могли казаться поспешными, но, чаще всего, были верными и- что еще важнее – справедливыми. Взять, например, случай на строительстве Глубокой выемки – участка современного канала имени Москвы (КиМ) между Химками и Долгопрудным.

Канал имени Москвы и сегодня – одно из масштабнейших гидросооружений подобного рода.
Канал имени Москвы и сегодня – одно из масштабнейших гидросооружений подобного рода.

Канал Москва-Волга

Идея соединить две важные водные артерии центральной России – Волгу и Москву-реку – возникла еще у Петра I. Но в ту пору не было технических возможностей ее реализовать. Строительство канала началось лишь при императоре Александре I, а закончил дело его сын – Николай. Правда, водный путь, открытый в 1844 году, функционировал лишь 16 лет. Он потерял актуальность с открытием регулярного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. К идее вновь соединить Москву и Волгу вернулись уже большевики летом 1931 года.

К началу 1930-х гг. в столице стал ощущаться дефицит питьевой и технической воды.
К началу 1930-х гг. в столице стал ощущаться дефицит питьевой и технической воды.

Глубокая выемка

Согласно утвержденному проекту инженера Комаровского, канал должен был пройти по кратчайшему 128-километровому маршруту. Это позволяло сэкономить на количестве гидротехнических сооружений: шлюзов, плотин, водохранилищ и сопутствующей инфраструктуры. Сложность состояла в том, что на 6-километровом участке маршрута – в современной черте города Долгопрудный – приходилось пробиваться через холм. Здесь нужно было углубиться на 22 метра. Поэтому участок так и назвали «Глубокая выемка». Работы решено было вести силами каналоармейцев – заключенных специально созданного в 1932 году Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитровлага).

У отличившихся на работах каналоармейцев был шанс получить досрочное освобождение.
У отличившихся на работах каналоармейцев был шанс получить досрочное освобождение.

Миллионы могил

Копать начали в 1931 году – первоначально решить задачу планировалось всего за два года. Но к 1933-му удалось снять и вывезти лишь от 2-х до 4-х метров грунта. Работа была адски тяжелая. Знаете, чего стоит выкопать стандартную могилу полтора на два и два метра глубиной? А теперь представьте, что таких могил надо выкопать миллионы? К сожалению, техники, которая могла бы облегчить труд, тогда просто не было. Только к 1933-му году со всей страны смогли «наскрести» полтора десятка старых – еще дореволюционных – иностранных экскаваторов – в основном на паровой тяге. Также в Коврове началось производство экскаваторов на ЖД-платформе. Но их использование было крайне ограниченно.

Отечественные экскаваторы в Союзе появились во многом благодаря началу строительства канала Волга-Москва.
Отечественные экскаваторы в Союзе появились во многом благодаря началу строительства канала Волга-Москва.

Дело в том, что участок Глубокой выемки был крайне непростым в геологическом плане. Работы сильно усложняло наличие грунтовых вод и плывунов. Из-за нестабильного грунта даже для вывоза земли не всегда можно было использовать тяжелую технику и поезда. Под их весом проложенные железнодорожные полотна и дороги обрушивались, засыпая выкопанное ранее. В 1935 году оползень сошел с восточного берега, засыпав сотни людей и множество техники. На том отдельном участке работы тогда фактически пришлось начинать заново.

Канал Волга-Москва был открыт в 1937 году. Весной по нему прошли первые пароходы.
Канал Волга-Москва был открыт в 1937 году. Весной по нему прошли первые пароходы.

Сталинская лестница и памятник вождю народов

Несколько раз на Глубокую выемку приезжал Сталин и другие высокопоставленные лица Советского правительства. Для спуска на дно будущего канала была выстроена специальная деревянная лестница. Даже когда она стала ненужной, ее сохраняли, как память о визите вождя. Сейчас относительно ее местонахождения идут споры – говорят, что она находилась на повороте, где-то между 117-м и 118-м км канала.

Та самая «Сталинская» лестница.
Та самая «Сталинская» лестница.

А еще на берегу Волги – у самого начала канала – в 1937 году был открыт памятник Сталину. Он находился напротив существующей и сейчас скульптуры Ленина. В 1959 году в каменную фигуру вождя народов попала молния, но образовавшуюся трещину тогда успешно заделали. Но уже в 1962 году в ходе кампании по развенчанию культа личности памятник разрушили. Рассказывают, что сначала его пытались с помощью тросов завалить прямо в канал. Скульптура наклонилась, но устояла. После этого памятник взорвали – голова вождя рухнула в воду и ушла на дно, а остатки тела пустили на строительство.

Сейчас на месте памятника установлена памятная доска с надписью: «Здесь стоял памятник И. В. Сталину с 1937 г. по 1962 г.».
Сейчас на месте памятника установлена памятная доска с надписью: «Здесь стоял памятник И. В. Сталину с 1937 г. по 1962 г.».

Этих обуть, а этих – расстрелять!

Но самая интересная (на мой взгляд) история связана с тем самым первым посещением Сталиным Глубокой выемки в 1934 году. Рассказывают, что вождь внимательно наблюдал за масштабом и ходом строительства почти 40 минут. Тот факт, что каналоармейцы крайне истощены, а многие из них к тому же работают босиком, не укрылся от сталинского взора. Уходя он произнес, кивнув в сторону заключенных: «Этих обуть и накормить!». И продолжил, глядя уже на присутствующих представителей снабжения: «А этих – расстрелять!». Говорят, что приговор привели в исполнение там же – на берегу будущего канала имени Москвы…

-8

Дополнительные материалы смотрите у нас на  ТЕЛЕГРАММ  канале.