В последние годы – в рамках запроса на социальную справедливость – все чаще вспоминается товарищ Сталин. Горячая кавказская кровь в нем уравновешивалась холодным расчетливым умом. А принимаемые им решения порой могли казаться поспешными, но, чаще всего, были верными и- что еще важнее – справедливыми. Взять, например, случай на строительстве Глубокой выемки – участка современного канала имени Москвы (КиМ) между Химками и Долгопрудным.
Канал Москва-Волга
Идея соединить две важные водные артерии центральной России – Волгу и Москву-реку – возникла еще у Петра I. Но в ту пору не было технических возможностей ее реализовать. Строительство канала началось лишь при императоре Александре I, а закончил дело его сын – Николай. Правда, водный путь, открытый в 1844 году, функционировал лишь 16 лет. Он потерял актуальность с открытием регулярного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. К идее вновь соединить Москву и Волгу вернулись уже большевики летом 1931 года.
Глубокая выемка
Согласно утвержденному проекту инженера Комаровского, канал должен был пройти по кратчайшему 128-километровому маршруту. Это позволяло сэкономить на количестве гидротехнических сооружений: шлюзов, плотин, водохранилищ и сопутствующей инфраструктуры. Сложность состояла в том, что на 6-километровом участке маршрута – в современной черте города Долгопрудный – приходилось пробиваться через холм. Здесь нужно было углубиться на 22 метра. Поэтому участок так и назвали «Глубокая выемка». Работы решено было вести силами каналоармейцев – заключенных специально созданного в 1932 году Дмитровского исправительно-трудового лагеря (Дмитровлага).
Миллионы могил
Копать начали в 1931 году – первоначально решить задачу планировалось всего за два года. Но к 1933-му удалось снять и вывезти лишь от 2-х до 4-х метров грунта. Работа была адски тяжелая. Знаете, чего стоит выкопать стандартную могилу полтора на два и два метра глубиной? А теперь представьте, что таких могил надо выкопать миллионы? К сожалению, техники, которая могла бы облегчить труд, тогда просто не было. Только к 1933-му году со всей страны смогли «наскрести» полтора десятка старых – еще дореволюционных – иностранных экскаваторов – в основном на паровой тяге. Также в Коврове началось производство экскаваторов на ЖД-платформе. Но их использование было крайне ограниченно.
Дело в том, что участок Глубокой выемки был крайне непростым в геологическом плане. Работы сильно усложняло наличие грунтовых вод и плывунов. Из-за нестабильного грунта даже для вывоза земли не всегда можно было использовать тяжелую технику и поезда. Под их весом проложенные железнодорожные полотна и дороги обрушивались, засыпая выкопанное ранее. В 1935 году оползень сошел с восточного берега, засыпав сотни людей и множество техники. На том отдельном участке работы тогда фактически пришлось начинать заново.
Сталинская лестница и памятник вождю народов
Несколько раз на Глубокую выемку приезжал Сталин и другие высокопоставленные лица Советского правительства. Для спуска на дно будущего канала была выстроена специальная деревянная лестница. Даже когда она стала ненужной, ее сохраняли, как память о визите вождя. Сейчас относительно ее местонахождения идут споры – говорят, что она находилась на повороте, где-то между 117-м и 118-м км канала.
А еще на берегу Волги – у самого начала канала – в 1937 году был открыт памятник Сталину. Он находился напротив существующей и сейчас скульптуры Ленина. В 1959 году в каменную фигуру вождя народов попала молния, но образовавшуюся трещину тогда успешно заделали. Но уже в 1962 году в ходе кампании по развенчанию культа личности памятник разрушили. Рассказывают, что сначала его пытались с помощью тросов завалить прямо в канал. Скульптура наклонилась, но устояла. После этого памятник взорвали – голова вождя рухнула в воду и ушла на дно, а остатки тела пустили на строительство.
Этих обуть, а этих – расстрелять!
Но самая интересная (на мой взгляд) история связана с тем самым первым посещением Сталиным Глубокой выемки в 1934 году. Рассказывают, что вождь внимательно наблюдал за масштабом и ходом строительства почти 40 минут. Тот факт, что каналоармейцы крайне истощены, а многие из них к тому же работают босиком, не укрылся от сталинского взора. Уходя он произнес, кивнув в сторону заключенных: «Этих обуть и накормить!». И продолжил, глядя уже на присутствующих представителей снабжения: «А этих – расстрелять!». Говорят, что приговор привели в исполнение там же – на берегу будущего канала имени Москвы…
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.