Найти тему
Ольга Краева

ЦЕЛОМУДРЕННЫЙ ГЕРЦОГ

                                  Герб Карла Смелого
Герб Карла Смелого

Карлу, герцогу Бургундскому, друзья дали прозвища: «Смелый» или «Трудолюбивый», враги: – «Ужасный» или «Безрассудный», а он хотел, чтобы его называли: «Целомудренный». В ХV веке Бургундское герцогство было, по сути, независимым и могущественным государством. Как видно из герба Карла Смелого, в его состав входило множество земель: кроме самой Бургундии, самыми крупными были графства Шароле, Макон и Осер; а ещё Нидерланды, герцогство Бар и др. Золотые же лилии указывают на происхождение герцогов бургундских от королевской династии Валуа. В 1363 году король Франции Иоанн II Добрый передал герцогство своему младшему сыну Филиппу II Смелому, основавшему новый Бургундский дом, просуществовавший до 1477 года. С правлением его преемников связан расцвет великолепной придворной культуры. При дворе «Великих герцогов Запада» работали знаменитые мастера Ханс Мемлинг, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден и другие.

На алтарной картине «Поклонение волхвов» нидерландский живописец Рогир ван дер Вейден изобразил три поколения герцогов бургундских. Слева, под видом св. Иакова, вероятно, изображён Жан Бесстрашный, второй правитель из этого рода. В центральной части – в образах волхвов его сын, Филипп III Добрый, герцог Бургундии, на коленях с благоговением прикасающийся к младенцу, и племянник, граф Невера, держащий дароносицу. Самый же молодой волхв справа, снявший шляпу – его внук Карл Смелый, на тот момент граф Шароле. Эта сцена весьма напоминает работы живописцев Гоццоли или Боттичелли, которые в таком же виде изображали флорентийских правителей Медичи. Однако именно нидерландские мастера первыми стали писать картины маслом. Из Бургундии и Нидерландов те же Медичи с удовольствием выписывали производившиеся там гобелены, мебель и другие предметы роскоши. Не говоря уже о бургундской моде, господствовавшей в ХV веке в Западной Европе.

Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464). Портрет Филиппа III, герцога Бургундии, после 1450 г.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464). Портрет Филиппа III, герцога Бургундии, после 1450 г.

К числу наиболее известных дошедших до нас портретов бургундской знати, приписываемых Рогиру ван дер Вейдену, относится изображение Филиппа Доброго. Скованный придворными условностями, мастер облагораживает и слегка удлиняет сухие черты лица герцога, в то же время, не забывая об иронической складочке в уголке его плотно сжатых губ. Своим прозвищем Филипп был обязан не своей доброте, а тому, что «хорошо держал в руке меч». И почти постоянно носил траур по отцу, Жану Бесстрашному, в убийстве которого обвинял дофина Карла (будущего французского короля Карла VII). Из-за этого герцог выступил в Столетней войне на стороне англичан, которым продал Жанну д’Арк. При этом часто не участвовал в битвах, а под шумок занимался присоединением новых земель к своему герцогству. Его двор считался самым роскошным в Европе. Филипп устраивал рыцарские турниры и пиры, собрал обширную библиотеку, коллекцию гобеленов и покровительствовал художникам, музыкантам и писателям-хронистам, воспевавшим его в своих произведениях. Но особенно «добр» он был к молодым и красивым женщинам. Ходили слухи, что в каждом городе герцогства у него по любовнице, а внебрачных детей больше, чем пальцев на обеих руках. Зато законного наследника ему не родила ни первая, ни вторая жена, поэтому в 1428 году он отправляет живописца Яна ван Эйка, находившегося у него на службе, в Португалию, чтобы тот написал портрет тамошней инфанты Изабеллы, на которой Филипп решил жениться. Портрет понравился и в конце свадебных торжеств по случаю своего третьего брака он учредил в 1430 году Орден Золотого руна, который надевал поверх своего чёрного камзола.

Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464). Портрет Изабеллы Португальской, 1445 – 1450 гг.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400 – 1464). Портрет Изабеллы Португальской, 1445 – 1450 гг.

По правде сказать, невесте стукнуло уже тридцать, и она не блистала красотой. Зато соответствовала всем остальным требованиям. Будучи дочерью португальского короля Жуана I, Изабелла вместе с пятью братьями изучала иностранные языки и точные науки, а также присутствовала на советах отца, благодаря чему приобрела большой опыт ведения дипломатических переговоров. Матерью Изабеллы была дочь английского герцога, поэтому Бургундия хотела связать себя крепкими узами с Англией против французов. Филипп часто поручал улаживать жене самые щекотливые дела в своих владениях: «Она самый лучший дипломат, который у меня есть». Однако от неё ждали наследника. Изабелла родила трёх сыновей, но выжил только младший, Карл. При этом она вынуждена была мириться с многочисленными любовницами мужа. Хотя ей удалось установить весьма теплые отношения почти со всеми незаконными детьми Филиппа, воспитывавшимися при его дворе вместе с Карлом. К сожалению, два её портрета, написанные Яном ван Эйком, до нас не дошли. На портрете же работы Рогира ван дер Вейдена Изабелла одета по бургундской моде. На голове у неё рогатый чепец с прозрачной вуалью, а её верхнее платье сшито из красного аксамита, прошитого золотой нитью, самой дорогой ткани того времени. Мастер правдиво передал её маленькие подслеповатые глазки, длинный нос и любезную улыбку.

Неизвестный художник ХV века. Портрет Карла Смелого в возрасте 9 лет
Неизвестный художник ХV века. Портрет Карла Смелого в возрасте 9 лет

Единственный законный наследник герцога Бургундии (как видно из рисунка) рос крепким и здоровым мальчиком. Сразу после рождения он получил титул графа де Шароле, а через несколько недель его посвятили в рыцари Ордена Золотого руна, основанного Филиппом III ради «любви и расположения к рыцарству,… дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства...». Поэтому наследник Бургундии воспитывался на рыцарских идеалах (что, кстати, не мешало ему быть прагматиком в решении государственных проблем). Он был очень образованным человеком. Карл прекрасно танцевал, великолепно играл в шахматы, говорил и читал на пяти языках. Отлично знал как искусство, так и литературу. К тому же сам сочинял песни и баллады, писал поэмы, играл на арфе. Карл обожал мать и гордился ею. От него частенько можно было услышать: «Мы, португальцы,…». В отличие от Изабеллы, он не столь терпимо относился к изменам отца. И дал себе слово, что никогда не будет изменять собственной жене.

         Неизвестный художник ХV века. Портрет Екатерины Французской, 1444 г.
Неизвестный художник ХV века. Портрет Екатерины Французской, 1444 г.

В 1440 году, в семилетнем возрасте, Карла женили на Екатерине Валуа, дочери Карла VII. Несмотря на то, что Филипп III считал короля Франции злейшим врагом, виновным в гибели его отца, рассудительность герцога заставляла его время от времени идти на политическое сближение с ним. Так произошло и в случае с двенадцатилетней Екатериной, любимицей матери, которую, по сути, Филипп взял в заложницы. Изабелла Португальская была против этого и оказалась права: вскоре после брака детей их отцы начали новый спор из-за приданого. Если взглянуть на портрет Екатерины работы неизвестного мастера, то можно заметить грусть на лице девушки, хотя её наряд довольно роскошный. Она умерла в 1446 году в восемнадцатилетнем возрасте, вряд ли оставив след в сердце Карла.

От отца Карл унаследовал страшные по силе вспышки гнева, а от матери - приступы меланхолии, так свойственные португальцам, и набожность. Но если Филипп был отходчив и умел прощать, сын этим не отличался. Согласно воспоминаниям современников, в молодости он жил просто, чуждаясь роскоши и волокитства, царивших при дворе его отца. По словам историка Оливье де Ламарша, будучи поклонником истории, он «не ложился спать без того, чтобы ему не читали вслух в течение двух часов», особенно «деяния римлян». На миниатюре мастера Жирара де Руссильон тринадцатилетний Карл изображён с Орденом Золотого руна стоящим возле своего отца, которому Жан Воклен, книготорговец и переписчик из Монса, вручает «Хроники Эно», переведённые им на французский язык. Он бесстрашно участвовал в рыцарских турнирах. «Я лишь поражался, что кто-то осмеливается сражаться с моим господином, поскольку считал его величайшим из всех», - писал один из придворных. А уже 19-летним юношей в битве при Гавере между армией Филиппа III и восставшими горожанами Гента Карл выказал ту упрямую, доходившую до безрассудства отвагу, которая на всю жизнь осталась основной чертой его характера. Именно после этой битвы ему дали прозвище: «Смелый».

Орден Золотого руна, обеспеченный огромным состоянием герцога, объединил в своих рядах весь цвет бургундской аристократии, и вскоре стал едва ли не самой влиятельной рыцарской организацией в Европе. Рыцарем этого ордена был и старший из всех незаконных детей Филиппа III Антуан, позже известный как Великий бастард Бургундии, матерью которого была красавица Анна де Прель. Антуан был единственным из отцовских бастардов, которого признал Карл. Хотя между мальчиками была разница в двенадцать лет, это не помешало им стать друзьями. Антуан был, кстати, очень похож на законного наследника герцога, также красив, ловок, силён и завоевал титул «короля» Гильдии лучников Святого Себастьяна в Брюгге. Поэтому на своём портрете он изображён с главным призом в руках – серебряной стрелой. Впоследствии, правда, Карл перехватил этот титул у старшего брата. Антуан всю жизнь был безоговорочно предан ему и принимал участие почти во всех его военных кампаниях. А в жизни будущего герцога не было человека, которому он доверял бы больше, чем брату. Правда, в отличие от Карла, Антуан унаследовал чрезмерную любовь к женскому полу. Во время капитула кавалеров Ордена Золотого Руна в 1468 году он был осужден за свои внебрачные связи, невзирая на «мужество, доблесть и благоразумие». Но и после этого Антуан успешно служил своему единокровному брату как на полях битвы, так и на дипломатическом поприще.

        Фламандская школа ХV века. Портрет Изабеллы де Бурбон
Фламандская школа ХV века. Портрет Изабеллы де Бурбон

В свой черёд, герцогиня Бургундская воспитывала многих знатных девушек, в том числе, родственниц своего мужа. В число последних входила Изабелла де Бурбон, дочь Карла I, герцога Бурбона, и Агнессы Бургундской, родной сестры Филиппа III. Как и другие воспитанницы Изабеллы Португальской, она, конечно же, мечтала выйти замуж за своего прекрасного кузена Карла, хотя тот не обращал на девушек никакого внимания. А вот его отец, наоборот, из-за своей застенчивой, послушной и хорошенькой племянницы старался на долгое время не покидать двор. Герцог боялся, что в его отсутствие жена быстренько выдаст замуж свою тёзку или, наоборот, женит сына на англичанке. В то время как Филипп мечтал отправиться в крестовый поход против турок и хотел увлечь этой идеей соседних правителей, в том числе, французского короля, родственницей которого была Изабелла де Бурбон. А тут как раз император Фридрих III пригласил его на заседание имперского сейма, где герцог надеялся завербовать новых крестоносцев. Тогда Филипп приказал двадцатилетнему сыну немедленно обручиться с семнадцатилетней Изабеллой, даже не заручившись согласием ни французского короля, ни родителей девушки. После чего уехал в Регенсбург. К сожалению, переговоры с герцогом Бурбоном о приданом затянулись на недели, а Филипп III всё ещё опасался противодействия жены, поэтому он послал сыну письмо, чтобы тот немедленно женился под угрозой лишения наследства. Таким образом, хотя Изабелла Португальская не захотела устраивать пышной свадебной церемонии, пара заключила брак 31 октября 1454 года в Лилле.

             Никлас Райзер (к. ХV - н. ХVI вв.). Портрет Марии Бургундской, 1490 г.
Никлас Райзер (к. ХV - н. ХVI вв.). Портрет Марии Бургундской, 1490 г.

Полюбил ли Карл свою молодую супругу, на которой его заставили жениться? Судите сами. Вскоре после свадьбы он уехал, чтобы исполнять обязанности губернатора Бургундии в отсутствие отца. А две Изабеллы, свекровь и сноха, в конце концов, помирились и в декабре тоже уехали вместе в Брюгге. Современники отзывались о графине Шароле, как о женщине не только красивой, но и утончённой, любящей роскошь. В её огромной спальне висели три занавеса (только у французской королевы их было четыре). В центре стояли две кровати, так как супруги делили спальню. Но, главное, 13 февраля 1457 года она родила дочь, унаследовавшую, как видно из портрета кисти Никласа Райзера, красоту своей матери. Ещё раньше, в августе 1456 года французский дофин Людовик бежал от армии, которую его отец король Карл VII послал против него, в поисках убежища в Бургундию. Герцогиня Изабелла с беременной невесткой встретила Луи в Брюсселе. Как только у графини Шароле начались схватки, Карл уехал на охоту, а герцог Филипп попросил, чтобы его не беспокоили, если только родится не мальчик. Однако герцогиня, отдавшая молодым большое количество своих слуг, была рядом, в то время как дофин стоял за дверью. Когда Изабелла Португальская показала ему новорожденную, Луи попросил, чтобы ребенка назвали Марией в честь его собственной матери и стал её крёстным отцом. А в 1459 году Изабелла де Бурбон стала крёстной матерью его сына Жоакима. Хотя Карл часто принимал участие в битвах и находился вдали от жены с дочерью, он был постоянно верен ей. По крайней мере, они прожили в мире и согласии двенадцать лет.

Дофин Людовик давно не ладил со своим царственным отцом и даже пытался его свергнуть. Дело в том, что Карл VII влюбился в некую Аньес Сорель, которая впервые в истории приобрела статус официальной фаворитки, поселившись в королевском дворце. Но больше всего наследника престола раздражало её влияние на политику отца. 1 января 1447 года Людовик пригрозил Аньес мечом и та, убежав в спальню короля, спряталась в его кровати. В ярости Карл VII отлучает сына от двора и отправляет его в Дофине, область, по традиции принадлежавшую наследному принцу. Больше они не виделись. Три года спустя Аньес Сорель умерла при родах, но король подозревал, что его любовницу отравил сын. Однако прошло ещё шесть лет, прежде чем Карл VII отправил в Дофине армию против сына. Тогда Людовик и был вынужден попросить убежища у Филиппа Доброго. Сначала дофин подружился с Карлом Смелым. Но потом их отношения испортились: то ли граф Шароле боялся влияния этого скрытного, честолюбивого и хитрого человека, получившего прозвище: «Лис», на отца, то ли приревновал к жене. Кризис произошёл 17 января 1457 года. В тот день Филипп предложил своему сыну в качестве камергера человека из семьи, связанной сердечными узами с Людовиком. В ответ Карл заявил, что эта должность уже занята. Спор между отцом и сыном разгорелся до такой степени, что испуганная Изабелла Португальская, присутствовавшая при этом, помогла Карлу скрыться от разгневанного Филиппа через маленькую дверь часовни, где происходили события. На следующий день они, правда, падают друг другу в объятья, но вскоре Карл уезжает в Голландию, и его мать тоже покидает двор. Встретились они все только на коронации Людовика ХI в Реймсе в 1461 году. Но вскоре Филипп Добрый вернулся в свои владения разочарованный: нового короля раздражало могущество и богатство собственного вассала и он словно «забыл», чем обязан бургундскому герцогу.

Битва при Монлери (1465 г.). Миниатюра из «Хроник Монлери» (1489–1491) Филиппа Коммина
Битва при Монлери (1465 г.). Миниатюра из «Хроник Монлери» (1489–1491) Филиппа Коммина

В 1463 году Филипп Добрый отдаёт Людовику ХI за 400 тысяч золотых захваченные им города на реке Сомме. Это не нравится Карлу, так же, как идея крестового похода, с которой продолжает по-прежнему носиться его больной отец. Смелый считает, что сначала следует наказать за неблагодарность короля Франции. В 1464 году он с согласия Филиппа начинает вести переговоры с младшим братом короля, Карлом Беррийским, метившим на престол, и другими недовольными принцами, которые привели в 1455 году к созданию «Лиги общественного блага», направленной против Людовика. В этом же году 16 июля под Монлери произошла жестокая битва между королевской армией и бургундскими войсками под командованием Карла. В ходе сражения последний был отделён от своих людей и ранен в шею. Тогда его спас сводный брат Антуан. Бастард отбил брата у французов и, окровавленного, теряющего силы, вывел с поля боя. Бургундцы одержали победу и Людовик бежал. Узнав о ранении отца, восьмилетняя Мария спешит известить об этом тяжело больную мать. Изабелла де Бурбон, несмотря на свою болезнь, едет к мужу. Однако в Антверпене ей пришлось прервать свою поездку из-за плохого самочувствия. Мать и свекровь спешат к её ложу, чтобы облегчить её страдания. Однако 26 сентября 1465 года двадцатидевятилетняя графиня де Шароле, образцовая жена и преданная мать, умирает от туберкулёза вдали от мужа и дочери. Тем временем, оправившись от своего ранения, Карл едет в Конфлан на переговоры с Людовиком, однако, узнав о смерти жены, он не вернулся на её похороны. Одни историки считают, что Смелый был счастлив со второй женой, другие – что он только терпел её. На мой же взгляд, истинной любовью Карла была война. Только в вихре сражения он был по-настоящему счастлив.

На портрете кисти Рогира дер Вейдена, написанном около 1460 года, двадцатисемилетний наследник Бургундии предстаёт уже вполне сформировавшимся мужчиной, воином, о чём свидетельствует решительный поворот головы и кинжал в левой (?) руке. Почему же тогда в его взгляде сквозит грусть? Может, потому, что ещё сбылись не все его мечты? 12 апреля 1465 года Филипп Добрый передал власть сыну. И вот теперь он, победитель при Монлери, диктует королю Франции свои условия. Людовик отдаёт назад города и земли на Сомме, а также обещает Карлу руку своей дочери Анны с графствами Шампань и Понтье в качестве приданого, но брак не состоялся. В свой черёд, оплакав невестку, упокоившуюся в великолепной гробнице в монастырской церкви Святого Михаила недалеко от Антверпена, Изабелла Португальская через несколько недель отправила посольство в Англию, чтобы затронуть тему брака между Карлом и Маргаритой Йоркской, сестрой короля Эдуарда IV. Самому графу де Шароле было не до невест, так как в это время он подавлял восстание в Льежском епископстве, разрушив город Динан и убив всех мужчин, женщин и детей в его пределах. 15 июня 1467 года Филипп Добрый умирает в возрасте семидесяти лет от пневмонии. Теперь Карл становится Великим герцогом Запада и может воплотить все свои мечты в жизнь. Однако новый бургундский герцог, к удивлению окружающих, искренне оплакивал своего отца, с которым так часто ссорился в последнее время. Что же касается матери, то Изабелла Португальская постепенно отходит от дел. Правда, в 1468 году она подписала брачный контракт своего сына и английской принцессы с приданым 200 000 тысяч золотых крон, после чего снова удалилась в свой замок Мотт-о-Буа в лесу Ньепп.

По свидетельству Филиппа де Коммина, советника Карла, тот ненавидел Йорков. Однако этот союз был выгоден обеим сторонам, которых объединяла вражда к Франции. Если предыдущие свадьбы Карла были сравнительно скромными, то теперь герцог желал отпраздновать своё третье бракосочетание с небывалым размахом. В торжестве было задействовано тридцать парусных кораблей, которые везли гербы герцогских владений, 60 красивых женщин в нарядах, которые соответствовали разным регионам герцогства, несли в руках корзины с фруктами и клетки с птицами. Двадцатидвухлетняя герцогиня очаровала жителей Брюгге (странно, что никто не заметил её слишком большой нос!), когда во время въезда в город приветливо махала им рукой, вместо того, чтобы закрыться, сидя на носилках, от сильного дождя и ветра. На ней была золотая корона, привезённая из Англии и отделанная жемчугом и эмалью. Корону украшали геральдические белые розы Йорков, а также имя «Маргарита» и инициалы супругов «М» и «С». Карл, ехавший на лошади, выглядел не менее величественно в наряде из золотой парчи, украшенном драгоценными камнями, и с похожей короной на голове. Бургундия готова была продемонстрировать все свои богатства! (Так, сорок тысяч франков Смелый потратил только на шерсть и парчу для своих слуг, принимавших участие в процессии). Словом, десять дней свадебных чудес потрясли гостей, а вслед за ними остальную Европу. В настоящее время каждые пять лет в Брюгге проходит красочный фестиваль в честь знаменитой свадьбы. Но, конечно, повторить такую сказку невозможно...

При Карле Смелом наступил пик расцвета и начался упадок великолепного бургундского двора, славившегося своей изысканностью и роскошью. Именно тогда Бургундия стала законодательницей моды. Один из англичан, сопровождавших Маргариту Йоркскую, напишет в письме домой, что двор Карла можно сравнить разве что с двором короля Артура. Сыграв свадьбу, Карл отказывается от расточительной роскоши Филиппа Доброго, чтобы создать сильную армию и осуществить свою главную мечту. Недаром на портрете неизвестного автора герцог изображён в боевых доспехах. Он не хочет больше быть вассалом Людовика ХI, пусть даже номинально. Карлу нужен королевский титул, а в будущем, возможно, императорская корона. Для этого необходимо реально объединить многочисленные, но разрозненные земли, принадлежащие его покойному отцу. Но между ними лежит Лотарингия, на которую также претендует король Франции. До конца своей жизни Смелый будет воевать с этим Пауком (ещё одно прозвище Людовика). В 1471 году в своём замке тихо умерла его мать. Два года спустя герцога и герцогиню Бургундских по приказу их сына перезахоронили в Шанмоле. Карл чувствовал себя совсем одиноким. А как же его молодая супруга? В первые полгода совместной жизни они были вместе всего 21 день, 96 дней в 1469 году и 145 дней в 1470 году, а затем, часто находясь рядом друг с другом в компании, они почти не оставались наедине (по две недели в 1473 и 1474 годах). В последний раз супруги виделись в июле 1475 года. Их брак остался бездетным, зато Маргарита подружилась с дочерью Карла Марией, которая была младше её на одиннадцать лет. Они проводили много времени вместе и имели много общих интересов.

                       Неизвестный художник ХV века. Портрет Филиппа де Коммина
Неизвестный художник ХV века. Портрет Филиппа де Коммина

Людовик ХI начнёт подкупать и переманивать на свою сторону его союзников и друзей. В том числе, самого умного из них, Филиппа де Коммина. Рано потеряв родителей, юный Коммин получил традиционное рыцарское воспитание в доме своего кузена. В 1464 году он поступил советником на службу к Карлу Смелому, приняв участие в войне «Лиги общественного блага», в том числе, и в знаменитом сражении при Монлери. Но в 1472 году Коммин предал герцога и перешёл на службу к королю. «А графа Шароле, когда он стал герцогом Бургундским, и фортуна вознесла его выше любого другого представителя его дома, сделав столь могущественным и прославленным, что он перестал страшиться равных ему государей, господь лишил рассудка, что он начал пренебрегать любыми советами, полагаясь только на себя самого», - напишет он позже о Смелом в своих «Мемуарах». (Согласно сплетням, Карл в гневе однажды запустил в Коммина своим сапогом, за что насмешливые придворные прозвали его «Сапожок»). Благодаря интригам Людовика ХI, Карл перессорится со всеми соседями и окажется в политической изоляции. Но в погоне за мечтой это не остановит неистового герцога. Интересно, что когда в 1473 году Карл обвинил Антуана Бургундского в том, что тот принял в дар от Людовика XI 20 000 золотых экю, его сводный брат, тем не менее, продолжил служить герцогу. Сражался он плечом к плечу с Карлом и в 1477 году в последней битве при Нанси, где Антуан был взят в плен, а тело тридцатитрёхлетнего герцога через два дня было найдено обнаженным на краю заболоченного пруда. Неизвестно, кто из солдат нанёс ему смертельный удар. Его останки в настоящее время покоятся в церкви Богоматери в Брюгге рядом с могилой дочери. Таким образом, желая слишком многого, Карл Смелый потерял всё.

Где-то между 1467 и 1471 годами живописец Ганс Мемлинг изобразил Карла под видом св. Иоанна, сидящим на радуге по правую руку от Христа за св. Марией в своём триптихе «Страшный суд», словно предчувствуя судьбу бургундского герцогства. А Филипп де Коммин много лет спустя вспомнит о его расцвете при Филиппе Добром, косвенно упрекнув в упадке Бургундии Смелого: «В это время подданные Бургундского дома были очень богаты благодаря длительному миру и доброте своего государя, мало облагавшего их тальей, и мне кажется, что тогда их земли имели больше права называться землей обетованной, чем любые другие в мире. Они упивались богатством и покоем, которые впоследствии навсегда утратили, и упадок начался 23 года назад. И мужчины и женщины тратили значительные суммы на одежду и предметы роскоши; обеды и пиры задавались самые большие и расточительные, какие я только видел; бани и другие распутные заведения с женщинами (я имею в виду женщин лёгкого поведения) устраивались с бесстыдным размахом. Словом, в те времена подданным этого дома казалось, что ни один государь не достоин их и ни один не сумеет взять власть над ними. А сейчас не знаю, есть ли в мире более обездоленная страна, и полагаю, что несчастье на них пало за грехи, совершённые в пору благоденствия».

        Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Обручение Максимилиана с Марией Бургундской
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). Обручение Максимилиана с Марией Бургундской

После смерти Карла Смелого Людовик ХI, наконец, избавившись от своего могущественного соперника, присоединил к Франции герцогство Бургундское. Тем временем Маргарита Йоркская обосновалась в Мехелене, где в качестве резиденции выбрала особняк епископа Камбре. Она поддерживала падчерицу словом и делом, а также сыграла важную роль в подготовке её брака с Максимилианом Габсбургом, который привёл к потере Францией бургундских Нидерландов. А после безвременной кончины Марии вдова в 1482 году занялась воспитанием её малолетних детей Филиппа и Маргариты. В 1500 году Маргарита Йоркская стала крёстной матерью будущего императора Карла V Габсбурга, правнука Смелого. В состав его империи, в которой, как говорили льстецы, «никогда не заходит солнце», войдут и Нидерланды с некоторыми бургундскими землями. Наследие Карла Смелого на протяжении нескольких поколений станет предметом многочисленных сражений между королями Франции и Габсбургами.#ОльгаКраева

              Надгробия Карла Смелого и его дочери в церкви Богоматери в Брюгге
Надгробия Карла Смелого и его дочери в церкви Богоматери в Брюгге