Всем привет
Я рассказал о цветовой, звуковой, "запаховой" детали в произведении.
Сегодня поговорим о вкусовой.
IV. ВКУС
Испытывать вкусовые ощущения, читая книгу, приятно. Лично я люблю такие описания у Бальзака, у Лукьяненко. И сам люблю описывать еду.
«Василий расстарался. Белая скатерть пенным кружевом стекала с низкого столика, на котором стыло молоко в запотевших кувшинах — коровье, козье, даже переработанная в домашний Бейлис сгущенка. Покоился на блюде запеченный хек — порциями горочкой, с петрушкой в пастях. Издавали аромат речные, подвяленные загодя караси, сдобренные сметаной и укропом.
Много еще чего было на столе!
И колбаса разных сортов, и сыры, слезящиеся жирностью, и куриные ножки в сухарях, гусиный паштет с вкраплениями черного перчика, и… Фастфуд, конечно, тоже был — так, для легкой закуски к аперитиву — «китикеты» всякие, «вискасы»…» (Алексей Ладо, «Лизавета, или философия погони»)
Что интересно, вкус – то есть способность ощущать разные вкусовые ощущения – в книгах часто связан лишь с едой.
Это понятно – видов вкусовых ощущений еще меньше, чем запахов.
С древнейших времен всем известны четыре вида, полное их описание дал в 19 веке Адольф Фик. Пятый был добавлен в 20 веке химиком Кикунаэ Икеда, потому и получил японское название (спасибо за глутамат натрия). Умами – это вкус мяса, рыбы, морских продуктов. В конце 20 века, в наше время называют и другие вкусы, но официально они в классификацию пока не добавлены.
Поговорим о нюансах вкусовой детали.
1. Обман читателя. Недостоверность вкусовой детали
Иногда такое происходит, если сам автор не знает вкуса того, что он описывает. Чаще бывает, когда хочется написать о чем-то необычно, оригинально, а получается недостоверно.
▼ «Размышляя о будущем, Пит машинально сорвал стебелек, прикусил и тут же сплюнул: кислый млечный сок одуванчика вернул его в реальность». (Сок одуванчика не кислый).
Совет один: иногда проще указать на некие вкусовые ощущения, а не описывать их подробно.
«…доктор Джефферсон заказал для него другое блюдо, которое называлось «Этна». Оно действительно походило на вулкан: из его верхушки подымалась струя пара. Дон погрузил в него ложку и обнаружил, что блюдо сделано из чего-то, одновременно напоминающего огонь и лед, поражая вкусовые ощущения немыслимым сочетанием противоположных стихий. Сначала он удивился, как это вообще можно есть. Исключительно из вежливости он попробовал еще раз, но вскоре с сожалением обнаружил, что съел все». (Р. Хайнлайн, «Между планетами»)
2. Замена «точного» вкуса синонимом – словом или выражением
Поскольку видов вкуса мало, то поиск синонима – занятие увлекательное.
► Сладкий: медовый, сахарный, приторный, карамельный, конфетный, патока, десертный…
► Соленый: солоноватый, едкий, кровяной…
► Кислый: скисший, квашеный, сводит скулы, лимонный, вяжущий…
► Горький: пряный, острый, пикантный, с горечью, прогоркший, рот свело… и т.д.
3. Эффективный прием: вкус + запах
Удвоение ощущений действует эффективно:
«Осторожно кладу один на язык. Конфета сладкая, пахнет ванилью и какао». (А. Френклах, «Мерми»)
4. «Переносное» значение вкусовой детали
Конечно, и эта художественная деталь может использоваться не только для описания еды. Она хороша и как метафора, сравнение, эпитет.
«Про мысли о старом извращенце становится совсем кисло». (А. Френклах, «Мерми»)
«У сына Крепостного Воеводы Калиника глаза были что твой крыжовник. Неспелый, кислый крыжовник, который хрустит на зубах, вяжет рот и отливает на солнце прозрачно-зеленым. Он притащился в жилье Барбеллы среди бела дня и не потому, что у него болел живот». (А. Френклах, «Горький сок росы ночной»»)
5. Динамика описания со вкусовой деталью
Чувство голода всегда рядом с чувством удовлетворения. Не стоит зацикливаться на детальном описании, к примеру, еды, если в этом нет необходимости. Дело в том, что возникшие вкусовые ощущения заставят читателя, если он голоден, пойти на кухню. В лучшем случае он возьмет книгу с собой.
Как писал Эрнст Теодор Амадей Гофман в «Житейских воззрениях Кота Мурра», «точное чувство меры и есть, вероятно, то, что обычно называют хорошим вкусом».
Думаю, это относится и к вкусовой детали в произведении.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература